Оздоровительные лагеря

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ ПО ПРОФИЛЯМ, НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В целях обеспечения условий для наиболее полного удовлетворения интересов детей в определенной области знаний, творчества, овладения детьми практическими навыками и умениями в определенном виде (видах) деятельности организуется работа лагерей по профилям, направлениям деятельности (военно-патриотическому, оборонно-спортивному туристско-краеведческому, эколого-биологическому, техническому, спортивно-техническому, естественно-математическому, общественно-гуманитарному, художественному, социально-педагогическому и иным профилям).

Организация работы оздоровительных лагерей по профилям, направлениям деятельности осуществляется за счет организации профильных смен, профильных отрядов в оздоровительных лагерях дневного пребывания, оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания, функционирующих на стационарной, специально предназначенной для оздоровления базе, а также с использованием арендованных помещений, палаток.

В лагерях по профилям, направлениям деятельности (кроме оздоровительных лагерей труда и отдыха) осуществляется оздоровление детей в возрасте от 6 до 18 лет. В профильные палаточные лагеря принимаются дети в возрасте 12 лет и старше, а также могут допускаться дети и в возрасте 9–11 лет, которые прошли специальную подготовку в учреждениях дополнительного образования или специализированных учебно-спортивных учреждениях и имеющие опыт участия в туристских походах.

Продолжительность смены определятся учредителем оздоровительного лагеря с учетом профиля, направления деятельности, конкретных условий по размещению и организации деятельности лагеря. В период летних каникул продолжительность смены в лагерях по профилям, направлениям деятельности должна быть не менее 9 дней, в передвижных профильных палаточных лагерях – не более 9 дней, непередвижных профильных палаточных – не более 12 дней.

Работа оздоровительных лагерей по профилям, направлениям деятельности направлена на поддержку высокомотивированных детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, вовлечение в научно-исследовательскую, проектную, социально значимую и иные виды деятельности, профессиональную ориентацию.

Реализация данных задач осуществляется в ходе освоения детьми содержания программ объединений по интересам, направленных на изучение соответствующих профилю образовательных областей. Разработка необходимых программ объединений по интересам осуществляется на основании соответствующих Типовых программ дополнительного образования детей и молодежи; срок их реализации определяется в соответствии с продолжительностью смены. Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются в установленном порядке руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения (руководителем учреждения образования).

Основой плана воспитательной работы профильной смены (плана воспитательной работы профильного отряда) являются мероприятия, направленные на освоение соответствующих профилю образовательных областей. В план включается комплекс мероприятий по оздоровлению; предусматривается наличие основных видов деятельности (познавательной, творческой, игровой, коммуникативной). Такой подход позволяет обеспечить единство реализуемых программ: программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и программ дополнительного образования детей и молодежи.

В лагере может организовываться работа по нескольким профилям, направлениям деятельности в различные сроки в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

При организацииработы оздоровительных лагерей по профилям, направлениям деятельности необходимо предусмотреть реализацию принципанепрерывности и преемственности образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи и воспитательно-оздоровительных учреждениях; реализацию мероприятий по формированию правовой, экологической, экономической культуры воспитанников, профилактике употребления психоактивных веществ; обеспечить условия для работы органов детского самоуправления.

    Деятельность оздоровительных лагерей по профилям, направлениям деятельности регламентируется следующими нормативными правовыми документами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
  2. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215).
  3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16.
  4. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении программ воспитания».
  5. Положение о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 125, 8/24351).
  6. Положение о спортивно-оздоровительном лагере, утвержденное постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 19, 8/24828).
  7. Положение о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных лагерях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 2 июня 2004 г. № 662 (в редакции от 18 января 2013 г. № 43).
  8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 43 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2013, 5/36815).
  9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2012 №205 «Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей».
  10. Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. N 35а (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 188, 8/16904).
  11. Директива Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
  12. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 25.04.2007 г. № 22 «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей».

 

Содержательные аспекты деятельности оздоровительных лагерей по профилям, направлениям деятельности

 

Деятельность оздоровительного лагеря военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля является эффективным средством допризывной подготовки молодежи, формирования готовности будущих защитников Отечества к выполнению своего гражданского долга и конституционной обязанности по защите интересов своей Родины в мирное и военное время.

Основными задачамивоенно-патриотического, оборонно-спортивного лагеря являются:

воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания молодого поколения;

формирование у молодых граждан положительной мотивации к воинской службе, последующему выбору военных профессий;

улучшение физической подготовки, вовлечение детей в занятия военно-прикладными видами спорта;

подготовка молодежи допризывного возраста по основам военной службы и знакомство с военно-учетными специальностями;

преодоление негативных явлений в подростковой среде, профилактика правонарушений и асоциального поведения;

оздоровление участников смены за время их пребывания в лагере.

Лагеря военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля функционируют на базе учреждений образования, воинских частей и соединений Министерства обороны. Лагеря с круглосуточным пребыванием могут использовать для размещения детей, кроме стационарной базы, учреждения и организации, арендованные площади, палатки. Палаточные лагеря военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля могут функционировать только как непередвижные, а их наполняемость – до 200 детей.

Направления и виды деятельности оздоровительного лагеря военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля носят выраженный военно-патриотический и военно-прикладной характер, осуществляются в соответствии с образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля во взаимодействии с Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Для проведения мероприятий воздоровительном лагере военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля могут привлекаться военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формирований.

При комплектованииоздоровительных лагерей военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля особое внимание следует уделить подросткам, состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; из многодетных, неполных семей, находящимся в социально опасном положении.

Реализация оздоровительно-образовательных задач предполагает использование широкого спектра форм и методов работыпо патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, физическому воспитанию и спорту.

В план работы целесообразно включить:

показательные выступления и встречи (с представителямиМинис­терства обороны, МВД, МЧС, ГПК);

допризывную и медицинскую подготовку, изучение военно-геральдических символов Вооруженных СилРеспублики Беларусь (геральдику МВД, МЧС, ГПК), основы рукопашного боя, военизированные эстафеты, работу с кинологами и др.;

физическую подготовку, первенства по различным видам спорта, соревнования по военно-прикладным видам спорта, спортивные праздники и конкурсы («Весёлые старты», «Последний герой», «Будь здоров – живи интересно!», «Спортивное ориентирование», «Меткий стрелок») и др.;

конкурсные программы («Инсценированная патриотическая песня», «Боевой листок», «Рыцарский турнир», «Смотрстроя и песни», «Палаточный городок», «Оказание первой медицинской помощи»), вечера военной патриотической песни, военно-патриотические и военно-спортивные игры («Армейский детектив», «Бастионы мужества»), экскурсии по историческим местам, просмотры художественных фильмов патриотической направленности и видеоматериалов официальных сайтов (ГПК, телекомпании «ВоенТВ», центра безопасности МЧС) и др.

Итоговым мероприятием профильной смены могут стать тактические учения на местности, а при невозможности их проведения – военно-спортивная игра «Зарница», которая включает в себя тактическую игру на местности.

Эффективным средством формирования личности, физического развития детей и подростков, рациональной организации свободного времени и активного познавательного досуга являются оздоровительные лагеря туристско-краеведческого профиля, основными задачами деятельности которых являются:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, и экологической культуры;

формирование бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности;

создание условий для развития коммуникативных, лидерских качеств подростков;

расширение знаний по географии, биологии, экологии, истории.

При организации деятельности оздоровительных лагерей туристско-краеведческого профиля происходит углубление знаний учащихся об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях. Учащимся предоставляется возможность получения и развития разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, преодоления препятствий и обеспечения безопасности, что в конечном итоге определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания учащихся.

В период летней оздоровительной кампании функционируют оздоровительные лагеря туристско-краеведческого профиля: «Юные туристы», «Юные краеведы», «Юные этнографы», «Юные экскурсоводы», «Туризм и спортивное ориентирование», «Романтик», «Робинзон»,«Родник»,«Велосипедный туризм», «Пешеходный туризм», «Водный туризм» и др., которые размещаются как на стационарной базе, так и в палатках (профильный палаточный лагерь).

Туристско-краеведческая работа в оздоровительном лагере может развиваться по ряду направлений:

историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.);

естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.);

этнокультурное краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);

музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея);

туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);

спортивный туризм (спортивные туристские походы, включающие классифицированные участки, категории трудности которых определяются маршрутно-квалификационными комиссиями);

оздоровительный туризм (совершение оздоровительных туристских походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением особенностей района).

При организации работы в оздоровительном лагере педагогам целесообразно сделать акцент на вовлечении учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о малой родине с целью дальнейшей популяризации особенностей её историко-культурных и природных достопримечательностей.

Основу содержания работы оздоровительного лагеря туристско-краеведческого профиля составляют: приобретение навыков автономного пребывания в лесу (топографическая подготовка, ориентирование в незнакомой местности); создания комфортных условий во время пребывания в лесу; организации туристического быта (установка палатки, разведение костра, обеспечение питания в и др.); оказания первой доврачебной помощи во время похода; ориентирования на местности; выживания в различных природно-климатических условиях, в экстремальных жизненных ситуациях.

Если планом работы оздоровительного лагеря не предусмотрены походы, то их отсутствие могут компенсировать массовые туристские мероприятия для учащихся. С этой целью в оздоровительных лагерях целесообразно провести специальные мероприятия, посвященные туризму и краеведению, включающие: туристские слеты, полосу препятствий, туристские игры на местности (веселые путешествия по карте, поиск "кладов"), конкурсы (по укладке рюкзака; установки палатки, туристской песни у костра и др.), выставки туристского снаряжения; шоу-программу «Туристские истории».

Для успешного проведения обозначенных мероприятий при устройстве территории оздоровительного лагеря туристско-краеведческого профиля необходимо оборудовать не только площадки для спортивных игр (волейбол, баскетбол и др.), но и предусмотреть создание туристских полигонов с полосой препятствий, для спортивного ориентирования, тренажеров «Скальная стена», других возможных зон для получения туристско-краеведческих навыков.

В план работы целесообразно включить конкурсы, лектории (в том числе с использованием наглядных средств обучения), экскурсии, путешествия, экспедиции, соревнования и слеты, разработку исторических маршрутов, моделирование проблемной ситуации и пути выхода из неё, творческий конкурс «Там, на неведомых дорожках», фестиваль положительных эмоций «Я запускаю змея в небо». Необходимо создать условия для реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля.

Оздоровительные лагеря эколого-биологического профиля организуются с целью формирования экологической культуры учащихся, ценностного и уважительного отношения к национальному природному наследию и окружающей природной среде.

Основные задачи лагеря данного профиля:

повышение уровня теоретической и практической эколого-биологической подготовки учащихся;

изучение видового разнообразия животного и растительного мира;

вовлечение учащихся в природоохранную деятельность;

создание условий для практического применения знаний о природных объектах.

В республике накоплен опыт по функционированию оздоровительных лагерей эколого-биологического профиля для учащихся: «Юный эколог», «Юный опытник», «Юный цветовод», «Экологическая экспедиция», «Юный исследователь природы», «Юный лесовод», «Юный натуралист», «Юный путешественник».

Образовательная деятельность оздоровительных лагерей эколого-биологического профиля включает проведение теоретических и практических занятий по направлениям: общая экология, экология города, охрана природы, орнитология, энтомология, почвоведение, ботаника, дендрология, гидробиология, лесоводство, лесное семеноводство и др., которые способствуют подготовке учащихся для дальнейшего участия в республиканских и международных слетах юных экологов.

Большой популярностью в летний период пользуется оздоровительный лагерь «Юный лесовод», который проводится с целью профессиональной ориентации школьников на лесохозяйственные профессии, а также активного здорового отдыха и формирования экологической культуры.

Для размещения оздоровительных лагерей эколого-биологического профиля выбирается живописное место рядом с лесным массивом, поскольку одной из особенностей такого лагеря является значительное количество практических работ в лесу: закладка пробных площадок для описания растительности и почв, наблюдение за птицами, вредными и полезными насекомыми, описание лесного массива и др.

В план работы целесообразно включить экскурсии и походы в экологические парки, лесные зоны, посещение питомников, спортивное ориентирование «Блуждающие огоньки», «На лесных тропинках», исследовательские проекты («Следопыт», «Робинзонада»), конкурсы, деловые и ролевые игры и др.

В образовательном процессе лагеря рекомендуется реализовывать программы объединений по интересам с временным и переменным составом учащихся: «Природа вокруг нас», «Природа и творчества», «Юный флорист», «Юный цветовод», «Юный знаток природы», «Ландшафтный дизайнер», «Здравушка», «Медуничка», «Экология и здоровье», «Экологический экспресс» др.

Ведущим методом реализации программ являются игры эколого-биологической направленности. Игровая деятельность позволяет организовать образовательный процесс в более доступной и интересной форме, так как направлена не только на расширение познавательного интереса и кругозора учащихся, но и на развитие коммуникативных, организаторских и творческих способностей личности.

При организации деятельности оздоровительного лагеря эколого-биологического профиля необходимо уделить внимание проблемам энергосбережения и энергоэффективности. С этой целью реализуются программы объединений по интересам «Энергия и энергоэффективность», «Я, энергия и окружающая среда», «Энергосбережение для нас и природы». Для проведения тренингов с использованием конструкторов на основе солнечной батареи, ветрогенераторов можно использовать учебные кабинеты, ресурсные центры, демонстрационные образовательные площадки.

Рекомендуется также организовать работу клубов «Экологические проблемы мира», «Эксперементариум», «Пернатые друзья», проведение турниров знатоков природы, брейн-рингов, брифингов, ролевых игр «Робинзон», «ЭКОжурнаЛИСТика», «Экологический форт «Боярд».

Оздоровительный лагерь технического и спортивно-технического профиля призван обеспечить условия для оздоровления, воспитания и развития учащихся средствами технического творчества и спорта.

Основными задачами оздоровительного лагеря технического и спортивно-технического профиля являются:

удовлетворение потребностей учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;

формирование политехнического мировоззрения и пространственного мышления, ценности исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;

профессиональное ориентирование учащихся на технические специальности.

С учетом возрастных особенностей учащихся, их образовательного уровня в оздоровительных лагерях планируется проведение занятий по интересам по различным техническим дисциплинам и направлениям.

Образовательный процесс в оздоровительных лагерях технического, спортивно-технического профиля должен быть ориентирован на углубление и закрепление знаний и умений, полученных учащимися в процессе освоения программ объединений по интересам данного направления в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

Исходя из интересов учащихся, в оздоровительном лагере создаются условия для изучения слесарных и столярных видов работ; эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технических моделей и объектов; использования станочного оборудования, приборов, контрольно-измерительных инструментов, используемых в моделировании и конструировании. Образовательный процесс предусматривает знакомство с основами рационализаторской и изобретательской работы, использования компьютерной техники, интернет-технологий в моделировании и конструировании и др.

Планом работы могут предусматриваться соревнования по техническим видам спорта («Ворошиловский стрелок», «Автомобильные гонки»), выставки, конкурсы технического творчества, ярмарки идей («Изобретай и развивайся», «Я – изобретатель»), демонстрация видеофильмов о техническом творчестве («Авиация 21 века», «Мотомоделирование»), слеты юных техников и изобретателей, спартакиады по техническим видам спорта («Картинг в моей жизни»), детско-родительские технические лаборатории («Авто-мото-судомоделирование»), спортивно-технические тренировки, учебно-тренировочные сборы и др.

В оздоровительных лагерях, где возможны занятия мотоциклетным спортом, картингом, необходимо предусмотреть не только отработку умений езды на автомототехнике, но и получение знаний по таким дисциплинам как: «правила дорожного движения», «оказание первой доврачебной помощи», «безопасное вождение автомототехники», «профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» и др.

Целесообразно сделать акцент на общие социально значимые мероприятия: тематические дни авиации («Воздушная эскадрилья», «Пилоты-испытатели»), автомобилиста («День автомобилиста», «За безопасность дорожного движения», «Дети и безопасность»); тематические дни, направленные на профессиональное самоопределение («День открытых дверей», «Моя будущая профессия».

Целью организации работы оздоровительных лагерей по естественно-математическому профилю является выявление и поддержка одаренных детей, развитие их научных интересов, вовлечение в научно-исследовательскую, проектную деятельность, ранняя профессиональная ориентация на профессии, связанные с науками естественно-математического цикла.

Основу образовательного процесса в оздоровительных лагерях по естественно-математическому профилю составляют техническое творчество и исследовательская работа. В ходе занятий, наблюдений, теоретических и экспериментальных исследований, разработки программных продуктов, участия в научно-практических конференциях дети осваивают основы естественно-математических знаний, знакомятся с современными технологиями в науке и технике, приобретают умения и навыки технического творчества, исследовательской деятельности, публичного представления результатов своего интеллектуального труда.

При разработке тематического цикла мероприятий в план воспитательной работы естественно-математической профильной смены (план воспитательной работы естественно-математического профильного отряда)могут быть включены:

мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам в мире науки и технического творчества;

экскурсии на промышленные предприятия, в научные учреждения;

презентации, показ и обсуждение видеопрограмм естественно-математической тематики;

круглые столы, конференции, интернет-форумы с участием государственных и общественных деятелей, ученых, изобретателей, рационализаторов, авторов книг;

выставки технического творчества, слеты юных техников, исследователей и изобретателей, недели технического творчества;

интеллектуальные марафоны, ролевые и деловые игры, брейн-ринги, викторины, интеллектуальные ярмарки;

спартакиады по техническим видам спорта;

тематические Дни семьи;

конкурсы проектов по использованию альтернативных источников энергии и энергосбережению, акции по сбору вторичного материального сырья;

мероприятия, направленные на формирование медиабезопасности.

Аналогичным образом организуется работа оздоровительных лагерей по общественно-гуманитарному профилю, основная задача которых – вовлечение одаренных детей в научно-исследовательскую, проектную, социально значимую деятельность, профессиональная ориентация на сферы, связанные с науками общественно-гуманитарного цикла (журналистика, педагогика, психология, социальная работа, правоведение, управление и иные).

Реализуемые программы объединений по интересам могут быть направлены на освоение следующих образовательных областей: языкознание (лингвистика), история, обществоведение, психология и иные. Отбор содержания образовательного процесса осуществляется в соответствии с выбранной образовательной областью.

В качестве базовых методов при организации воспитательного процесса рекомендуется использовать:

игровые методы: ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, игры-импровизации, интеллектуальные игры

метод исторической реконструкции

диалогические методы

проектные методы

методы моделирования

методы решения проблемных задач и ситуаций и др.

В качестве основных организационных форм могут выступать занятия, практикумы, конференции, тематические встречи, образовательные форумы, тренинги, мастер-классы, экскурсии, конкурсы знатоков; разработка и реализация социально значимых проектов, создание клубов.

Оздоровительный лагерь художественного профиля ориентирован на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение индивидуальных потребностей в творческом развитии и самосовершенствовании, профессиональную ориентацию.

Целью оздоровительного лагеря художественного профиля является обеспечение условий для отдыха, воспитания и развития учащегося средствами художественного творчества.

Задачи:

развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

способствовать освоению культурных ценностей человечества;

развивать знания о национальном своеобразии родной культуры;

знакомить учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств различных видов искусства;

формировать практические умения и навыки работы в различных видах художественной деятельности, чувственно-эмоциональную сферу учащихся и художественный вкус, социальный опыт средствами проектно-творческой деятельности;

Образовательные области данного профиля включают музыку, хореографию, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и иные.

План работы в оздоровительном лагере художественного профиля предполагает самый широкий спектр форм и методов работы, который должен соответствовать возрасту, уровню сформированных знаний, умений и навыков в той или иной сфере художественной деятельности; интересам и индивидуальным способностям ребенка. Особое внимание педагогу необходимо уделить процессу развития детей в результате создания и реализации творческих проектов (индивидуальных или групповых).

Формированию эстетического вкуса способствует использование таких форм деятельности, как музыкальные гостиные, мастер-классы, встречи с интересными людьми, тематические музыкальные вечера, фестивали музыкальной культуры, музыкальные викторины, концертно-игровые программы, исполнительские ринги и др.

При реализации фольклорного направления планирование работы осуществляется с учетом календарной обрядности. В рамках данного направления следует продолжить работу по изучению традиций белорусского народа, регионального фольклорного наследия: песенного, танцевального искусства, народных промыслов, народного костюма и т.д. Рекомендуем организацию знакомства с календарно-обрядовыми традициями белорусов.

Для погружения учащихся в атмосферу изобразительного творчества рекомендуем групповую, подгрупповую, индивидуальную работу в творческих мастерских, студиях; выполнение конкурсных и выставочных работ (творческих проектов).

К важнейшим формам и методам работы при реализации театрального направления относятся мастер-классы, создание сценариев, разработка костюмов, декораций, бутафории; игры на сплочение и взаимодействие в команде; занятия по формированию сценической культуры, культуры речи; организация костюмированных праздников и дискотек, ролевых игр и другое.

Оздоровительный лагерь социально-педагогического профиля создается с цельюсоциально-педагогической поддержки и психологической помощи в становлении и развитии личности учащихся в соответствии с общественно значимыми ценностями, приобретения учащимися социального опыта, навыков воспроизводства социальных связей.

Основные задачи оздоровительного лагеря данного профиля:

содействие формированию активной, социально зрелой и творческой личности, формирование потребности учащегося в саморазвитии;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

охрана и укрепление физического и психического здоровья учащихся;

пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений.

Содержание образовательного процесса в оздоровительном лагере социально-педагогического профиля определяется в соответствии с выбранной образовательной областью: межличностное взаимодействие, психология успеха, личностный рост, профессиональное самоопределение, права человека, психоэмоциональное состояние и способы его саморегуляции, конфликтология и партнерство, здоровьесберегающие технологии, формирование гендерной культуры, ответственного родительства.

При организации деятельности оздоровительного лагеря социально-педагогического профиля рекомендуется использовать следующие формы работы: лекция (лекция-диалог, лекция-конференция), конкурс, тренинг, коллективное творческое дело; семинар (семинар-беседа, семинар-диспут), дискуссия, экскурсия, консультация; деловые и ролевые игры, анализ проблемных ситуаций, игровое моделирование и проектирование.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-18 ЛЕТ.

Одной из задач летней оздоровительной кампании в Республике Беларусь является организация труда и отдыха обучающихся от 14 до 18 лет.

Оздоровительные лагеря труда и отдыха (далее – ЛТО) организуются для обучающихся учреждений общего среднего, дополнительного образования детей и молодежи, достигших возраста 14 лет. Деятельность ЛТО направлена на приобретение детьми практических трудовых навыков, вовлечение в общественно полезную деятельность, формирование у детей навыков здорового образа жизни, создание условий для профессионального самоопределения, осознание детьми профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности. Основой содержания работы ЛТО является трудовая и оздоровительная деятельность детей.

Трудовая деятельность обучающихся в ЛТО может организовываться через комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов и оказание ими содействия в трудоустройстве на свободные рабочие места (вакансии) нанимателей, в том числе на временные дополнительно созданные места.

ЛТО организуются при возможности обеспечения труда детей в организациях, осуществляющих виды деятельности в сферах образования, строительства, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, оказания услуг в организациях, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее – принимающая организация).

Между принимающей организацией и ЛТО заключается договор,определяющий, в том числе, условия работы детей с учетом требований законодательства о труде, об охране труда, а также обязательства принимающей организации по обеспечению условий размещения, питания, оплаты труда обучающихся в период выполнения работ.

Приемка ЛТО к открытию осуществляется с оформлением санитарного паспорта ЛТО по форме согласно приложению 3 к Санитарным нормам и правилам «Требования к оздоровительным организациям для детей», утвержденным Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 26 декабря 2012 № 205 (Приложение 1).

 

 

Санитарный паспорт ЛТО и отдыха оформляется не позднее, чем за 7 дней до его открытия комиссией исполнительного и распорядительного органа по месту размещения данного оздоровительного лагеря.

Учредитель ЛТО, не позже чем за 3 недели до его открытия, обязан письменно поставить в известность об этом территориальные учреждения, осуществляющие госсаннадзор, по месту формирования оздоровительного лагеря для своевременной организации госсаннадзора в подготовительный период.

Кроме того, родители (законные представители) должны быть ознакомлены до приобретения путевки с видами работ, которые будут выполняться детьми в ЛТО.

Для зачисления в лагеря труда и отдыха родители (законные представители) подают заявление, а также дополнительно представляют:

для детей в возрасте от 14 до 16 лет – заявление одного из родителей (законного представителя) о согласии на выполнение ребенком работ на условиях трудового или гражданско-правового договора и медицинскую справку о состоянии его здоровья, содержащую информацию о годности к работе или выполнению определенных видов работ, осуществляемых в период нахождения в ЛТО;

для детей в возрасте от 16 до 18 лет – заявление ребенка о согласии на выполнение работ на условиях трудового или гражданско-правового договора и медицинскую справку о состоянии его здоровья, содержащую информацию о годности к работе или выполнению определенных видов работ, осуществляемых в период нахождения в ЛТО.

Преимуществом при оформлении в оздоровительный лагерь пользуются подростки из социально незащищенных и неблагополучных семей, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В местах отдыха и оздоровления детей должно быть обеспечено выполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 ”О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины“, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 ”О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров“, Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а)“.

Педагогическим работникам необходимо провести с детьми  обучение правилам безопасного поведения при проведении массовых мероприятий (экскурсий, походов, вечеров, конкурсов, спортивных соревнований и др.), правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде с регистрацией в специальном журнале. Соблюдение мер безопасности при перемещении детей вблизи автомобильных дорог, перевозке транспортом, проведении массовых мероприятий (спортивных соревнований, праздников и др.), посещение учреждений культуры (театров, музеев, кинотеатров и др.) должно быть обеспечено в полном объеме.

Профилактические мероприятия должны быть направлены на повышение уровня информированности детей и освоение ими необходимых навыков безопасного поведения.

В настоящее время временная трудовая деятельность обучающихся в ЛТО регламентируется нормативными правовыми документами по организации труда детей в возрасте от 14 до 18 лет. Продолжительность рабочего времени детей, нормы выработки, вопросы охраны труда регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь и другими законодательными актами.

Работа детей в ЛТО осуществляется на условиях трудовых или гражданско-правовых договоров, заключаемых в порядке, установленном законодательством.

Заключение трудового договора допускается с детьми, достигшими возраста шестнадцати лет. С письменного согласия одного из родителей (законного представителя) трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:

1) данные о работнике и нанимателе, заключившими трудовой договор;

2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

3) работу по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией (согласно перечню разрешенных видов работ). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;

4) основные права и обязанности работника и нанимателя;

5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);

6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

7) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон.

Наниматель обязан выплачивать каждому работнику заработную плату, т.е. вознаграждение за труд, за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.

Гражданско-правовые договора собучающимисязаключают юридические лица и индивидуальные предприниматели в письменной форме, где определен порядок расчета, включая суммы, подлежащие выплате.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

предоставлять при необходимости места для выполнения работ, соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;

осуществлять подготовку (обучение), инструктаж и проверку знаний обучающихся, по вопросам безопасных условий выполнения работ либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для  выполнения соответствующих видов работ;

не допускать (отстранять) к выполнению работ появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы и др.

Обучающиеся, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, обязаны:

соблюдать соответствующие инструкции, правила и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях организации;

использовать средства индивидуальной защиты и др.

Принимающая организация при организации труда детей по трудовым или по гражданско-правовым договорам должна обеспечить выполнение постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 ”Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда“. Перед началом трудовой деятельности с обучающимися вне учебных занятий проводится обучение по вопросам трудового законодательства и охраны труда в учреждениях образования.

Основное положение охраны труда – обеспечение безопасных условий труда – является одним из основополагающих конституционно закрепленных прав каждого гражданина Республики Беларусь, а для работающего охрана труда – это единственный способ сохранить жизнь, здоровье и работоспособность. Она должна быть неотъемлемой и строго выполняемой частью его трудовых обязанностей.

По прибытии в ЛТО обучающиеся могут приступить к работе только после прохождения вводного инструктажа по охране труда и первичного инструктаж по охране труда на рабочем месте, включающих вопросы охраны жизни и здоровья, соблюдения режима работы, личной гигиены, оказания первой помощи и другое. При смене профиля работы или выполнении разовых работ должен осуществляться целевой инструктаж по охране труда.

Ответственность по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья обучающихся во время выполнения работ несет в установленном законодательством Республики Беларусь порядке руководитель лагеря труда и отдыха и принимающая организация, во время проведения воспитательных мероприятий – руководитель ЛТО.

Большое внимание должно быть уделено выполнению требований к организации труда детей – продолжительность труда, нормы выработки, обеспечение средствами защиты, темп работы и т.д.

В ЛТО трудовая деятельность обучающихся должна быть организована с учетом следующих требований:

для работников моложе восемнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 4 часа 36 минут, от шестнадцати до восемнадцати лет – семь часов. В то же время, для работников моложе 18 лет, может быть установлен неполный рабочий день, при котором оплата труда производиться пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда).

труд детей организовывается, как правило, в первую половину дня. Запрещается организация труда детей в вечернее (позже 20 часов) и ночное время, а также в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни;

нормы выработки труда детей должны исходить из почасовой (а не дневной) нормы выработки взрослых рабочих и составлять для детей в возрасте 14 - 15 лет – 60%, 16 - 17 лет – 75 % нормы выработки взрослых. В случае повышенной засоренности полей, неблагоприятных метеорологических условий, при наиболее трудоемкой работе (окапывание приствольных кругов фруктовых деревьев, переноска тяжестей и другое) нормы выработки должны быть снижены на 20 - 30 %.

при определении вида работ необходимо руководствоваться:

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 ”Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет“;

постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 ”Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную“;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 ”Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет“ с изменениями и дополнениями от 26 мая 2011 г. № 35 и от 8 мая 2013 г. № 37 (Приложение 2).

Запрещается организовывать труд детей в ЛТО:

в местах размещения временных и стационарных складов для хранения химических средств защиты растений и минеральных удобрений, ближе 5 километров от мест обработки ядохимикатами и пестицидами полей до истечения допускаемого ”срока выхода“. Сбор урожая с использованием ручного труда детей может проводиться только на полях, обработанных в текущем году пестицидами третьего-четвертого классов опасности, после проведения исследований на фактическое содержание остаточных количеств пестицидов в почве и растениях, подтвержденных руководителем хозяйства;

в условиях превышения допустимых уровней звука (70 дБА, что соответствует предельному спектру 65 дБА) на рабочих местах и на территории, где они работают;

на открытом воздухе в неблагоприятных метеорологических условиях (осадки, температура воздуха, превышающая установленные нормы.

Дети в ЛТО во время работы должны обеспечиваться спецодеждой, обувью, производственным инвентарем и средствами индивидуальной защиты. На сельскохозяйственных полях дети должны работать в головных уборах, для перерывов следует оборудовать места, защищенные от прямых солнечных лучей.

Через каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15-минутные перерывы для отдыха, перемены положения тела, производственной гимнастики, включая упражнения для снятия утомления. Не рекомендуется устанавливать определенный, общий для всех ритм работы и ограничивать самопроизвольные микропаузы (2-3 минуты) в процессе работы. Темп и ритм работы обусловливаются возрастными, индивидуальными особенностями, а также уровнем трудовых навыков и умений обучающихся.

В середине рабочего дня должен устраиваться перерыв (обеденное время) для приема пищи и отдыха продолжительностью не менее 60 минут.

При проведении работы на расстоянии более 2 км от места размещения ЛТО должна быть обеспечена доставка детей на работу и обратно автотранспортом с соблюдением требований безопасности перевозок.

В обязательном порядке необходимо обеспечить детей доброкачественной питьевой водой, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Трудовая деятельность в ЛТО должна строиться на основе рациональной организации труда и режима всего дня детей. Рациональный режим должен предусматривать оптимальную продолжительность рабочего времени, организацию перерывов для отдыха и приема пищи, организацию активного отдыха и сна. Распорядок деятельности ЛТО составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, их возрастных особенностей, специфики занятий, установленных санитарно-гигиенических норм и правил.

Распорядок дня ЛТО с круглосуточным пребыванием детей должен предусматривать: продолжительность сна не менее 8,5-9,0 часов, 4-5-разовое питание, регламентацию времени работы, проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих процедур, отдых и свободное время (Приложение 3).

 

Воспитательная работа в ЛТО

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь трудовое воспитание обучающих предусматривает не только формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта, но и их личностное развитие, становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности и др. Перед ЛТО стоит задача не только трудового воспитания, но и взаимосвязанные с ней задачи физического развития, укрепления здоровья, привлечения обучающихся к социально активной жизни и др. (Приложение 4).

Повышению эффективности воспитательной работы в условиях ЛТО будет способствовать решение следующих задач:

создание воспитательной среды, благоприятной для формирования культуры трудовой деятельности, профессионального самоопределения;

использование природных условий для восстановления, укрепления и сохранения физического и психологического здоровья обучающихся,  пропаганда здорового образа жизни;

профилактика асоциальных форм поведения обучающихся, распространения и употребления наркотических средств, курительных смесей, психотропных веществ среди обучающихся;

реализация программ дополнительного образования детей и молодежи, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании.

Реализация задач воспитания и оздоровления детей в условиях ЛТО предполагает осуществление межведомственного взаимодействия с Министерствами внутренних дел, спорта и туризма, информации, культуры, труда и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения. С представителями органов государственного управления организуется целенаправленная работа в ЛТО по профилактике распространения негативных явлений, разрушающих здоровье ребенка, по формированию у обучающихся осознанного законопослушного поведения, по пропаганде здорового образа жизни, по привитию духовных и нравственных ценностей. Решению этих задач будет содействовать координация их деятельности в вопросах воспитания и оздоровления обучающихся.

 

 

Нормативные правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при обеспечении процесса организации труда и отдыха обучающихся 14-18 лет.

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877).
  2. Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. «Об административных правонарушениях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946).
  3. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70) в ред. от 5 .01. 2013 г.
  4. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453).
  5. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребенка" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215).
  6. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8,2/1892).
  7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2006 г., N 8/15613).
  8. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16.
  9. Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 107, 1/6603).
  10. Инструкцияоб организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. N 35а (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 188, 8/16904).
  11. Нормы подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет», утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 116 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., N 8/1860).
  12. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).
  13. ПостановлениеМинистерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 "Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 274, 8/22916).
  14. Положение о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 125, 8/24351).
  15. Положение о спортивно-оздоровительном лагере, утвержденное постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 19, 8/24828).
  16. Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2013 г. N 8/26845).
  17. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет».
  18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2013, 5/36815).
  19. Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175.
  20. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 ”Об утверждении программ воспитания“.
  21. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 25.04.2007 г. № 22 «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей».

 

Приложение 1

 

        Форма

САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ

оздоровительного лагеря труда и отдыха

 

1. Республика, область, район, населенный пункт организации, принимающей лагерь

 

2. Наименование, юридический адрес организации, принимающей лагерь

 

Ф. И. О. руководителя

3. Название лагеря, юридический адрес учредителя лагеря (учреждения образования по месту формирования лагеря)

 

4. Численность детей в лагере               

5. Лагерь с дневным или круглосуточным пребывания детей (подчеркнуть)

6. Продолжительность смены (в днях)                количество смен

7. Фамилия, имя, отчество руководителя лагеря,

медицинского работника лагеря

8. Лагерь размещен:

на собственной базе,

на площадях других учреждений и организаций

9. Характеристика жилой зоны лагеря:

    9.1. тип зданий (благоустроенные, неблагоустроенные)

     9.2. количество мест в спальном помещении, площадь на одно место (из расчета 3,5 м2 на человека)

     9.3. укомплектованность твердым инвентарем (наличие кроватей, тумбочек, вешалок, уборочного инвентаря

 

     9.4. санитарное состояние спальных помещений (удовлетворительное, неудовлетворительное, какие недостатки)

 

10. Наличие оборудованных помещений:

медпункта

изолятора

санитарно-бытовых помещений

 

санитарных узлов

сушилок

камеры хранения

помещения для хранения рабочего инструмента

помещения для хранения рабочей одежды

11. Характеристика пищеблока:

     11.1. набор производственных помещений

     11.2.перечень торгово-технологического оборудования, его исправность

 

    11.3. перечень и исправность холодильного оборудования

 

    11.4. организация, обеспечивающая пищевыми продуктами

 

     11.5. наличие горячей и холодной проточной воды

 

     11.6. обеспеченность кухонным инвентарем, кухонной и столовой посудой (полное, неполное, частичное, чего нет)

 

    11.7. обеспеченность моющими средствами и средствами дезинфекции

 

    11.8. количество посадочных мест в столовой

    11.9. наличие у работников пищеблока допуска к работе:

пройден медицинский осмотр

пройдено гигиеническое обучение

12. Характеристика водоснабжения лагеря:

водоисточник (водопровод, колодец, привозная вода)

       

результаты лабораторного контроля воды водоисточника 

 

13. Санитарное благоустройство:

     13.1. достаточность умывальников (кранов), их обеспеченность холодной  и горячей водой

 

     13.2. наличие бани (душа) с горячим водоснабжением

     13.3. наличие комнаты гигиены девушек, оснащенность

     13.4. наличие постирочной и места для сушки белья

     13.5. наличие туалетов (уборных), соответствие санитарным нормам и правилам

     13.6. наличие запаса моющих средств и средств дезинфекции

     14. Состояние противопожарной безопасности лагеря

     15. Наличие физкультурно-оздоровительной площадки

16. Медицинское обслуживание:

     16.1. наличие медпункта и медицинского работника:

     16.2. удаленность от организации здравоохранения

17. Санитарное состояние территории лагеря

 

18. Состояние подъездных путей и пешеходных дорожек

 

19. Способ освещения помещений и территории  лагеря, его достаточность

20. Организация труда:

20.1. предполагаемые виды выполняемых работ

 

20.2. удаленность места работы от места размещения лагеря

 

20.3. предполагаемый режим труда

 

20.4. обеспеченность, при необходимости,  спецодеждой и рабочим инструментарием

 

3АКЛЮЧЕНИЕ

  1. Лагерь труда и отдыха готов к функционированию с «_»           20   г.
  2. Лагерь труда и отдыха не готов к функционированию до проведения следующих мероприятий (указать какие и в какой срок)
  3. Лагерь труда и отдыха не может функционировать (указать причину)________________________________________________________

 

Главный государственный санитарный врач

административной территории____________________________(подпись)

Руководитель организации,

принимающей лагерь    ________________________________(подпись)

Руководитель лагеря     ________________________________(подпись)

«__»__________20   г.

 

Примечание. Санитарный паспорт составляется в четырех экземплярах и передается на хранение каждой из подписывающих сторон, а также учредителю лагеря труда и отдыха.

Приложение 2

Перечень легких видов работ,

которые могут выполнять лица в возрасте от

четырнадцати до шестнадцати лет

 

  1. Отбор посадочного материала картофеля, овощей, корнеплодов из буртов, траншей и хранилищ.
  2. Набор, переноска и раскладка рассады, саженцев, черенков, сеянцев и другого посадочного материала.
  3. Подготовка почвы к посеву, посадка и подсадка рассады в открытом грунте. Посадка растений. Посадка-посев леса.
  4. Уход за цветниками, лесными и садовыми культурами без применения ядохимикатов, использования электромеханического инструмента и подъема на высоту.
  5. Выявление очагов повреждения леса вредителями. Борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений (без применения гербицидов и ядохимикатов).
  6. Оправка растений после механизированной посадки или рыхления междурядий.
  7. Ручная прополка, прореживание, проверка технических, овощных и других культур, посевов в теплице или парнике, посевных отделениях, школах, плантациях, маточных отделениях декоративных растений.
  8. Рыхление, мотыжение почвы в междурядьях и лунках.
  9. Окучивание и разокучивание пропашных, плодово-ягодных и других культур.
  10. Сбор кистей, корзинок, головок, соцветий овощных, технических и других культур.
  11. Ручное обрушивание початков кукурузы.
  12. Подборка льна, кистей, початков кукурузы после комбайновой уборки с укладкой в тару или на транспортные средства.
  13. Уборка огурцов, помидоров, баклажанов, кабачков, капусты и других овощных культур, початков кукурузы.
  14. Сбор картофеля, корнеплодов после механизированной уборки.
  15. Сбор ягод, грибов, плодов и семян (кроме сбора плодов и семян с деревьев с подъемом на высоту).
  16. Подача пустой тары при съеме плодов с деревьев.
  17. Сбор падалицы в садах.
  18. Сортировка и калибровка луковичных корнеплодов, корневищ, початков кукурузы, семечковых плодов, ягод с укладкой в тару.
  19. Ворошение, подгребание и складывание в копны сена, соломы, кормовых и технических культур, разборка копен и валков.
  20. Сбор зелени овощей (салата, шпината, щавеля и другого).
  21. Воздушная сушка на токах и площадках зерна, луковиц, семян технических, овощных и цветочных культур.
  22. Провеивание зерна, семян технических культур вручную.
  23. Растаривание зерна, семян технических культур, плодов и ягод.
  24. Завязывание и зашивка затаренных мешков (без переноски и укладки).
  25. Отделение, промывка и сушка семян овощных, бахчево-плодово-ягодных, лесных и других культур.
  26. Очистка, замачивание и сортировка овощей.
  27. Установка и подборка подпор в садах, уборка и укладка подпор в пирамиду.
  28. Обрезка и сортировка усов земляники по степени развития розеток.
  29. Удаление усов земляники на плантации.
  30. Подсыпка защитного слоя под землянику.
  31. Заготовка лекарственного сырья.
  32. Охрана и привлечение птиц, расселение и охрана муравейников и тому подобное.
  33. Выявление и охрана редких деревьев и растений, памятников природы.
  34. Сбор шишек с поваленных деревьев, с растущих деревьев на лесосеменных плантациях (вручную, стоя на земле).
  35. Очистка территорий озеленения от сухой растительности и других материалов. Оформление клумб и газонов.
  36. Уборка лесных территорий от мусора.
  37. Стрижка кустарников, деревьев, зеленой изгороди из древесно-кустарниковых пород без использования электромеханического инструмента и без подъема на высоту.
  38. Сооружение игровых и спортивных площадок из материалов, не требующих сварочных работ и монтажа металлоконструкций.
  39. Сортировка, доставка почтовых отправлений, печатных средств массовой информации, курьерские услуги.
  40. Исключен.
  41. Уборка придомовой территории жилых домов и территории организаций.
  42. Ремонт и изготовление картонной и деревянной тары с применением ручного инструмента.
  43. Оказание помощи лицам пожилого возраста и инвалидам, уборка квартиры, мытье посуды, покупка пищевых продуктов и промышленных товаров, уборка приусадебного участка, складирование дров, помощь в уборке овощей, ягод, плодов с приусадебного участка, помощь в написании писем, освоении навыков работы на персональном компьютере, чтение литературы.
  44. Исключен.
  45. Размещение товаров на торговых полках в организациях торговли, возврат корзин и тележек в торговый зал.
  46. Выдача в прокат спортивного инвентаря, снаряжения в парках культуры и отдыха, на катках и пляжах, дисков в салонах видеопроката (без принятия выручки).
  47. Участие в анимационных программах в парках культуры и отдыха, на выставках.
  48. Работа в качестве артистического персонала.
  49. Выполнение видов работ, освоенных в учебно-производственных мастерских учреждений профессионально-технического, общего среднего и дополнительного образования.
  50. Изготовление сувенирных изделий.
  51. Уборка камней с полей.
  52. Ремонт школьной мебели с применением ручного инструмента.
  53. Пошив столового и постельного белья.
  54. Работы по ремонту и переплету книг, учебных пособий в библиотеке.
  55. Заключительная обработка изделий из древесины после их изготовления без применения электромеханического инструмента.
  56. Работа с использованием персонального компьютера, в том числе набор и оформление текстов, создание электронных презентаций и таблиц, разработка и оформление web-сайтов, образовательных, игровых компьютерных программ.
  57. Упаковка готовых мелкоштучных изделий.
  58. Сортировка материалов.
  59. Работа в качестве внештатного корреспондента средств массовой информации.
  60. Удаление старой краски с металлических и деревянных изделий без использования растворителей и применения электромеханического инструмента.
  61. Этикетировка продукции вручную.
  62. Ручная мойка (наружная), уборка (внутренняя) легковых автомобилей.
  63. Прививка черенков саженцам молодых деревьев.
  64. Удаление травы с тротуарной плитки, асфальтированных дорожек.
  65. Оформление помещений для проведения торжественных мероприятий.
  66. Прием и выдача верхней одежды в гардеробе.
  67. Расклейка объявлений и (или) распространение информации о продукции, товарах, работах или услугах, конкурсах, лотереях, играх и иных мероприятиях.
  68. Работа в качестве флориста.
  69. Побелка помещений, деревьев, бордюров (с использованием мела), подготовка поверхностей к покраске (грунтование), покраска поверхностей акриловой или водоэмульсионной краской без подъема на высоту.
  70. Нанесение клеящего состава на обои и подготовка поверхностей под оклейку без подъема на высоту.

Комментарии:

Работы по пошиву изделий из ткани, меха и других материалов могут быть реализованы как работы, предусмотренные в пункте 49 перечня(выполнение видов работ, освоенных в учебно-производственных мастерских учреждений профессионально-технического, общего среднего и дополнительного образования).

Работы по сбору сельскохозяйственной продукции ручным способом – как работы, предусмотренные пунктами 13 и 14 перечня (уборка огурцов, помидоров, баклажанов, кабачков, капусты и других овощных культур, початков кукурузы (пункт 13), сбор картофеля, корнеплодов после механизированной уборки (пункт 14).

Работы по ремонту школьной мебели, установке ремкомплектов на школьную мебель – как работы, предусмотренные пунктом 52 перечня(ремонт школьной мебели с применением ручного инструмента).

Работа в качестве администраторов сайтов учреждений образования, промоутеров при проведении рекламных акций, секретаря-делопроизводителя – как работы, предусмотренные пунктом 56 перечня (работа с использованием персонального компьютера, в том числе набор и оформление текстов, создание электронных презентаций и таблиц, разработка и оформление web-сайтов, образовательных, игровых компьютерных программ).

Работа в качестве курьера – как работа предусмотренная пунктом 39перечня (сортировка, доставка почтовых отправлений, печатных средств массовой информации), курьерские услуги.

Работы по расклейке объявлений, распространению флаеров, работа в качестве мерчандайзера – как работы, предусмотренные пунктом 67перечня (расклейка объявлений и (или) распространение информации о продукции, товарах, работах или услугах, конкурсах, лотереях, играх и иных мероприятиях).

Работы с использованием электромеханического инструмента законодательством предусмотрено, что лица, допускаемые к их выполнению, должны пройти в установленном порядке обучение по соответствующей программе и иметь группу по электробезопасности не ниже II. Полагаем, что соблюдение указанных требований не сможет быть реализовано при организации трудовой занятости лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, направляемых в летние оздоровительные лагерях труда и отдыха.

Работы по уборке жилых помещений оздоровительных лагерей без использования дезсредств, по раздаче приготовленной пищи в столовых оздоровительных лагерей не могут быть включены в перечень, так как согласно санитарным нормам и правилам «Требования к оздоровительным организациям для детей», утвержденным постановлением Министерства здравоохранения от 26 декабря 2012 г. № 205 (далее -СанПиН), работы в качестве технического персонала(уборщики, дворники, мойщики посуды) в оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием,связанные с мытьем посуды, обеденных столов, пола в обеденном зале и производственных помещениях пищеблока, розливом (порционированием) готовой пищи, резкой хлеба и гастрономических изделий, уборкой спальных помещений (кроме мытья подоконников, протирания панелей), санитарных узлов, мест общего пользования и другие запрещаются для привлечения детей. Сервировка обеденного стола (расстановка посуды, хлебниц, столовых приборов, салфеток, подача на столы порционных холодных и горячих блюд), уборка посуды со стола согласно норм СанПиН относится к видам общественно полезного труда, которым могут заниматься лица в возрасте 14 лет и старше в оздоровительных организациях, в том числе летних оздоровительных лагерях труда и отдыха.

 

     Приложение 3

 

Примерный распорядок дня

в оздоровительном лагере труда и отдыха

 

 

Виды деятельности

Возраст учащихся

14 - 16 лет

16 и более лет

Подъем

7.00

7.00

Утренняя зарядка, гигиенические процедуры

7.00 - 7.40

7.00 - 7.40

Завтрак

7.40 - 8.00

7.40 - 8.00

Работа с регламентированными перерывами

8.15 - 12.15

8.15 - 12.15

Обед

12.30 - 13.00

12.30 - 13.00

Свободное время

13.00 - 14.00

13.00 - 14.00

Сон

14.00 - 15.30

14.00 - 15.30

Уборка постелей, гигиенические процедуры

15.30 - 16.00

15.30 - 16.00

Полдник

16.00 - 16.15

16.00 - 16.15

Физкультурно-оздоровительные и культурно массовые мероприятия

16.15 - 19.30

16.15 - 19.30

Ужин

19.30 - 19.50

19.30 - 19.50

Свободное время, художественная самодеятельность, другие мероприятия

19.50 - 21.30

19.50 - 21.30

Второй ужин

21.30 - 21.40

21.30 - 21.40

Подготовка ко сну

21.40 - 22.00

21.40 - 22.30

Отбой

22.00

22.30

 

 

Приложение 4

Формы и методы воспитательной работы

 

В условиях ЛТО обучающиеся, рационально включаясь в общественно полезный труд, попадают в наиболее благоприятные условия, способствующие развитию их личности. Содержание воспитательной работы ЛТО направлено на поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, на осознание ими трудовой активности как условия социальной и личностной успешности.

Содержание воспитания в ЛТО основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии. Согласно Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, в ЛТО реализуются следующие  направления воспитательной работы: идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание; нравственное воспитание и воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; воспитание культуры здорового образа жизни; гендерное и семейное воспитание; трудовое и профессиональное воспитание; экологическое воспитание; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; воспитание культуры быта и досуга и др.

Гражданское и патриотическое воспитание предполагает формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности и гордости за достижения своих страны, уважения к памяти защитников Отечества, героической истории белорусского государства.

Организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в ЛТО необходимо проводить в рамках празднования 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Особое место необходимо отвести республиканской героико-патриотической акции учащейся молодежи ”Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны“, с акцентом на мероприятия, подчеркивающие вклад белорусского народа в победу над гитлеровской коалицией во Второй мировой войне и историческое значение партизанского движения в Беларуси.

День патриота «Горжусь тобой, мое Отечество!»

Мероприятия в отряде (бригаде)

Мероприятия в ЛТО

 

Диспут «Что значит быть гражданином страны?»

Информационный час «Мы в памяти храним героев имена»

Визитки-презентаци «Боевой путь героев страны»

Конкурс патриотической песни «Песня в солдатской шинели»

Работа патруля «Бережливость – наша забота»

 

День гражданина «Доблесть и слава»

Диспут «Гражданское, духовное и  нравственное становление человека»

Беседа «Мой талент – Радзіме»

Заочное путешествие «Дорогами войны»

Военно-спортивная игра «Зарница»

Конкурс патриотической песни «Песни военных лет»

Одним из наиболее эффективных средств гражданско-патриотического воспитания обучающихся должно стать использование государственных символов, атрибутов и ритуалов при проведении торжественных мероприятий, собраний, линеек к знаменательным датам и праздникам. Использование государственных символов придаст воспитательным мероприятиям особую торжественность, эмоциональность.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании рекомендуется провести предварительную работу по созданию библиотеки и видео-фонотеки, связанной с темой гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитание культуры здорового образа жизни у обучающихся в ЛТО, направленно на формирование у них положительных установок здорового образа жизни, умения противостоять разрушительным для здоровья формам поведения (употребления наркотических средств, курительных смесей, психотропных веществ); формирование культуры питания, труда и отдыха, навыков личной гигиены.

В ЛТО деятельность по оздоровлению учащихся и формированию у них навыков здорового образа жизни предусматривает следующие мероприятия: утренняя зарядка; закаливание (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание); занятия в отрядах, объединениях, клубах, секциях; экскурсии, походы; спортивные соревнования, праздники, фестивали. Могут реализовываться различные формы работы: медико-санитарное просвещение, физкультурно-оздоровительные занятия, спортивно-массовые мероприятия и др.

День здоровья

 

Мероприятия в отряде (бригаде)

Мероприятия в лагере труда и отдыха

 

 

Конкурс листовок по профилактике ЗОЖ «Я против! А ты?»

Конкурс рисунков «Здоровый я»

 

Викторина на тему профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании и др.

Конкурс спортивной аэробики «Черлидинг»

Тематическая дискотека «Мы болеем только спортом!»

 

День спорта «Спорт – это сила»

Мероприятия в отряде (бригаде)

Мероприятия в лагере труда и отдыха

 

1.     Спортивные тренировки «Час любимых занятий»

2.     Разучивание подвижных игр «Перенос флажков», «Между двух огней»

3.     Спортивные тренировки

4.     Спортландия «Кто быстрей!»

5.     Развлекательно-досуговая программа «От старта до финиша»

 

       

Целесообразно организовать проведение социально значимых акций (“Беларусь против табака”, “Алкоголю – нет”, “Спорт без наркотиков” и др.).

Экологическое воспитание в ЛТО, направленно на формирование экологической культуры личности обучающихся, нравственного и эстетического отношения к природе.

В условиях ЛТО происходит реализация экологических знаний в общественно полезной деятельности. Этому будет способствовать взаимодействие с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.

 

День Земли

Акция «Мир в котором я живу» (Всемирный день защиты окружающей среды)

 

Мероприятия в отряде (бригаде)

Мероприятия в лагере труда и отдыха

 

6.     Игра-опрос «Радуга Земли»

7.     Конкурс коллажей «Сделаем мир прекрасней!»

8.     Экскурсия «Природа нам дарит счастье»

9.     Встреча с работниками промышленности и сельского хозяйства

 

         

Формы и методы экологического воспитания разнообразны – создание уголков (стендов) и изготовление сувениров и поделок из природного материала «Моя малая Родина»; составление топографической карты-схемы и оформление фотоальбома «Водоемы в окрестностях ЛТО»; организация экологических походов, с целью знакомства с уникальными ландшафтами и памятниками природы; просмотр кинофильмов, проведение диспутов, обсуждение материалов периодической печати по экологической тематике; проведение экологических праздников и тематических дней, приуроченных к знаменательным датам.

Трудовое воспитание вЛТОнаправлено на формирование у обучающихся понимания труда как личностной и социальной ценности, социальной значимости общественно полезного труда.

В ЛТО следует продолжить работу по профессиональной ориентации обучающихся. С целью ознакомления детей с особенностями профессий, объектами труда, специальностями и др. необходимо организовывать экскурсии на предприятия, в агрогородки, агроусадьбы, проводить встречи с лучшими представителями различных профессий, тематические дни, выставки, беседы «День профессии», «Профессии моих родителей» и др. В период летних каникулнеобходимо привлекать специалистов Министерства труда и социальной защиты (центры профессиональной ориентации молодежи, службы занятости населения).

День профессионала

Акция «В мире Профессий»

Мероприятия в отряде (бригаде)

Мероприятия в лагере труда и отдыха

 

1.     Философские размышления «Юность – пора активного социального взросления?!»

2.      

3.     Игра-опрос «Радуга профессий»

4.     Конкурс коллажей «Профессии моих родителей»

5.     Вечер отдыха «Мир будущего»

 

В период функционирования лагерей труда и отдыха необходимо уделить пристальное внимание на четкую организацию труда, ежедневное подведение итогов, их гласность и поощрение лучших членов трудовых отрядов. Рекомендуется учредить переходящие вымпелы, предоставлять информацию о своих успехах в средствах массовой информации, оформлять фотохроники, вести летописи трудовых достижений,  выпускать газеты, бюллетени, организовывать выставки, выступления агитбригад и другое.

Трудовая деятельность в ЛТО способствует приобретению детьми практических трудовых навыков, осознанию профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности. Трудовая деятельность обучающихся – это основа будущей профессии, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения; средство социальной защиты и адаптации их в современном обществе.

Интернет-ресурсы: