Алгоритм
взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества
Основные признаки потребления наркотиков
❖заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды; ❖бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет; ❖чрезмерно широкие или узкие зрачки; ❖круги под глазами; ❖сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос; ❖сухость губ или повышенное слюноотделение; ❖потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель; ❖появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя); ❖следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки); ❖появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом; ❖появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов; ❖сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее; ❖неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии; ❖вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения |
Порядок действий педагогов при обнаружении наркотиков
❖при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов; ❖предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту; ❖после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров; ❖по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона; ❖внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного; ❖нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства; ❖не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью; ❖в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;
2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации: ❖если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции; |
❖при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД; ❖в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.
В помощь педагогу: Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем: ❖ как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических); ❖ предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение); ❖ с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное; ❖ позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
|
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
“МАТЕРИ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ”
В последнее время в Республике участились случаи госпитализации молодых людей с отравлением синтетическими наркотиками в виде марок и курительных смесей под названием спайс, имеются смертельные случаи. О том, что ситуация с употреблением наркотических веществ ухудшается, свидетельствует и количество клиентов, членов их семей, а также учреждений образования, обращающихся ежедневно в организацию за помощью.
Проблема формирования зависимости, включая наркотическую, требует специальных знаний как в профилактической деятельности (первичная профилактика), так и в оказании помощи молодым людям, пристрастившимся к наркотикам (вторичная профилактика). Комплексный подход к этой проблеме требует и серьезной работы с семьями, так как формирование так называемой «наркогенной» готовности происходит именно в семье. В связи с этим в нашем обществе назрела острая необходимость в активизации профилактической деятельности, просвещении, обучении специалистов, работающих с молодыми людьми и их семьями.
Республиканское общественное объединение «Матери против наркотиков» создано в 2000 году и имеет 14-летний успешный опыт работы как с зависимыми, так и с созависимыми (проживающими совместно с зависимыми) людьми.