Яндекс.Метрика

Стоп насилию в семье!

Виды и формы насилия

13.09.2018

Выделяют четыре основных вида насилия:

Физическое - это преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми.

Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:

— необъяснимо возникшие кровоподтеки;

— шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

— следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной плети);

— след от укуса на коже;

— на голове участки кожи без волос;

-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);

— необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенности поведения ребенка:

— реакция страха при приближении родителя к ребенку;

— общее избегание физического контакта;

— застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);

— появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; — побег из дома.

 Эмоциональное (психическое) насилие — нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны родителей.

Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, — это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отвержение, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.

По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в том случае, если родитель постоянно:

¾ предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребенок не в состоянии справиться;

¾ сурово наказывает ребенка;

¾ чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;

¾ злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:

— ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;

— он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;

— сосет пальцы, монотонно раскачивается;

— замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

— «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

— имеются нарушения сна, ночные приступы страха;

— он не проявляет интереса к играм;

— ночное и/или дневное недержание мочи;

— психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.

— замедленно физическое и общее развитие ребенка.

 Пренебрежительное отношение — ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

 Сексуальное насилие — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация — эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.

Детская проституция — означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография — это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также является проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле «Голубая орхидея», организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.

 Торговля детьми (траффикинг) — означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доходным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть проданы несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торговле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.

Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключительных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу … вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит торговля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуатации….».

 Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужасный промысел торговцев детьми — дети стали похищаться и продаваться с целью ис­пользования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о которых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предотвращению этого явления.

Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, «благотворительных организаций».

В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.

Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, прини­мающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используе­мые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.

 Причины распространения насилия в отношении детей

Физическое, эмоциональное, психологиче­ское насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от со­циального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики — то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объясне­ние. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия — крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се­мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опро­шенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.

Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье — применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи.

Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные

 Последствия насилия над детьми

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален­ными.

 Различают три основные стадии их развития:

1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде бо­лезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).

Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча­стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо­бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи­вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст­вию близких для него людей.

При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду­шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательство. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо­мощности.

     2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабаты­ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби­рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду­шевную боль, то есть формирует психологическую защиту.

     Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает­ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.

3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин­ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове­денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:

— неспособность добиться успеха;

-       комплекс неполноценности (превосходства);

-       усвоение стигмы;

-       усвоение насилия как формы решения проблем;

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед­ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

свернуть

Алгоритм действий жертвы насилия в семье

13.09.2018

Основные правила поведения до начала семейного конфликта в случае, когда ранее подобные конфликты уже имели место:

1.1. Придумать условное слово или жест, заранее заучить его вместе с детьми и другими членами семьи, чтобы в дальнейшем использовать его для так называемого сигнала к определенным действиям (вызвать милицию; отправить соответствующее смс-сообщение соседям, знакомым, родственникам, друзьям, коллегам; незамедлительно покинуть жилое помещение и т.п.):

1.2. Заранее определить круг людей (соседи, родственники, друзья, знакомые, коллеги), которым вы доверяете и которые при необходимости готовы в случае возникновения семейного конфликта оказать вам помощь в:

вызове милиции,

предоставлении возможности временного пребывания,

сохранности необходимых вам вещей и документов,

решении иных вопросов:

предоставить им сведения об организациях, оказывающих помощь по профилактике насилия в семье, чтобы они также могли получить соответствующую консультацию (как действовать свидетелям и очевидцам насилия);

обсудить с ними порядок действий по оказанию вам экстренной помощи (например, оговорить текст смс-сообщения, которое вы им направите, если будет необходимость, чтобы они вызвали милицию по адресу вашего места жительства).

1.3. Подготовить две сумки с вещами и документами:

1.3.1. Сумка, которую следует отвезти в безопасное место, доступное для жертвы в нужное время и абсолютно недоступное для агрессора (в сейф или шкаф на рабочем месте; к лицам, которым жертва доверяет; в банковскую ячейку и т.п.).

В данную сумку следует собрать:

вещи и документы, использование которых не предполагается в ближайшее время (комплект нижней и верхней одежды и обуви по сезону для жертвы и других членов семьи, дубликаты ключей от служебного и жилого помещения, автомобиля, дачи, документы по медицинскому и социальному страхованию и обеспечению, касающиеся жилья (например, договор об аренде, свидетельство о праве на собственность), учебы, работы, финансовые, свидетельство о браке; о перемене фамилии, о наследовании, расписание общественного транспорта пригородного и дальнего следования, номера телефонов такси и гостиниц, минимально необходимую для проживания и питания сумму денежных средств);

списки контактов лиц (медицинский работник (участковый терапевт или педиатр, участковая медсестра), классный руководитель, воспитатель детского сада, психолог, адвокат, участковый инспектор милиции, священник, психотерапевт и т.п.) и организаций (территориальные центры социального обслуживания населения, общественные объединения, горячие линии, приюты и т.п.), оказывающих помощь по профилактике насилия в семье;

при необходимости вещи, ценные для жертвы и других членов семьи, которые агрессор может уничтожить либо продать (драгоценности, семейные реликвии и т.п.).

1.3.2. Сумка, которую следует держать «под рукой» по месту жительства, т.е. в месте максимально доступном для жертвы и по возможности недоступном для агрессора, чтобы при необходимости иметь возможность быстро ее взять и покинуть место конфликта.

В данную сумку следует собрать:

вещи и документы либо их копии, которыми жертва и другие члены семьи пользуются постоянно (паспорт, вид на жительство, свидетельство о рождении, водительские права, комплект нижней и верхней одежды и обуви по сезону, лекарства, банковские карты, игрушки, школьные принадлежности и иные предметы первой необходимости);

если неизвестно будет ли возможность воспользоваться сумкой, которая находится в ином месте, также имеет смысл поместить:

минимально необходимую для проживания и питания сумму денежных средств;

листок, на котором продублировать:

расписание общественного транспорта, в том числе пригородного и дальнего следования, номера телефонов такси и гостиниц,

списки контактов лиц (медицинский работник (участковый терапевт или педиатр, участковая медсестра), классный руководитель, воспитатель детского сада, психолог, адвокат, участковый инспектор милиции, священник, психотерапевт и т.п.) и организаций (территориальные центры социального обслуживания населения, общественные объединения, горячие линии, приюты и т.п.), оказывающих помощь по профилактике насилия в семье.

1.4. Постоянно следить за тем, чтобы на балансе вашего телефона всегда были деньги в случае необходимости экстренных звонков;

1.5. Попытаться избавиться от оружия в доме (убрать его подальше, сообщить в милицию о незаконном хранении).

2. Основные психологические моменты, жесты, мимика, слова и иные внутренние и внешние обстоятельства, позволяющие предположить, что может начаться семейный конфликт:

2.1. Заранее определить и записать какие:

сигналы, реакции (действия, слова, жесты, мимика или внешний вид) со стороны агрессора, которые вы можете увидеть, услышать, ощутить или почувствовать, которые говорили бы вам, что имеет место опасность начала семейного конфликта ;

сигналы, реакции (действия, слова, жесты, мимика или внешний вид) со стороны агрессора, которые обычно предшествуют непосредственно началу насильственных действий с его стороны

ваши внутренние сигналы, изменение физического состояния, реакции, в том числе эмоциональные (страх, дискомфортные либо болевые ощущения, мысли и т.п.), по которым вы можете понять, что напуганы, находитесь в напряжении или в опасности

внешние обстоятельства или факторы, которые могут привести к конфликтной ситуации (например, употребление определенных веществ им или вами, финансовое давление, вопросы, касающиеся детей, определенное время суток или место в доме, проблемы с родственниками и т.п.)

2.2. Периодически их перечитывать, чтобы в момент предшествующий непосредственному возникновению конфликта вспомнить и внутренне собраться.

2.3. Обращать внимание на внешний вид (например, состояние алкогольного опьянения) и эмоциональное состояние (например, раздраженность) агрессора, когда он возвращается домой из иных мест пребывания (с работы, после встречи с друзьями, родственниками, в первую очередь близкими, с после посещения учреждений образования, где учатся или воспитываются ваши дети и т.п.);

3. Основные правила поведения непосредственно в ходе семейного конфликта:

3.1.  Вспомнить каким образом вы пытались защитить себя и своих детей от насилия в прошлых эпизодах. Насколько эффективными были эти попытки.

3.2. Определить доступные в момент настоящего конфликта личные ресурсы:

психо-физиологическое состояние (состояние здоровья, эмоционально-волевое состояние, насколько вы физически сильнее (например, агрессор в состоянии алкогольного опьянения) или слабее агрессора в данный момент и т.п.);

возможность воспользоваться мобильным или иным телефоном для подачи сигнала о помощи или вызова милиции, а также предметом, использование которого позволит вам защитить себя и иных членов семье без причинения существенного вреда здоровью агрессора;

3.3. Определить доступные в момент настоящего конфликта внешние ресурсы:

если вы находитесь в помещении один на один с агрессором постарайтесь сориентироваться и найти возможность привлечь к себе внимание со стороны иных людей (например, если открыто окно, не забывать о возможности громко кричать с призывами о помощи либо, в случае крайней необходимости визуально определите предмет, которым вы сможете разбить окно и т.п.);

если кроме вас в помещении находятся иные члены семьи, постарайтесь воспользоваться заранее заученным условным словом или жестом для так называемого сигнала к определенным действиям (вызвать милицию; отправить соответствующее смс-сообщение соседям, знакомым, родственникам, друзьям, коллегам; незамедлительно покинуть помещение);

3.4. Перейти в помещение, из которого можно легко добраться до выхода, но не в ванную комнату, кухню или помещение, где может находиться оружие;

3.5. Полагаться на интуицию и быть рассудительной(ным). Подумать, как лучше обезопасить себя до прибытия помощи. Если ситуация становится угрожающей, рассмотреть возможность предоставить лицу, склонному к насилию, то, что он хочет, чтобы успокоить его;

3.6. Помнить о праве на защиту себя, пока опасность не минует.

 

Административная ответственность за насилие в семье в Республике Беларусь

 

Страдания– это, в первую очередь, физическая боль или психическая травма, которые носят глубокий характер, причиняют потерпевшей мучения и особые переживания (КоАП РБ, статья 9.1).

Причиной физических страданий выступают:

  • причинение продолжительной (многократной или длительной) физической боли, вызванной: поркой, щипанием, сечением, вырыванием волос, множественными небольшими повреждениями тупыми или колюще-режущими предметами, электрическим, термическим или химическим воздействием;
  • действия агрессора, причиняющие страдания потерпевшей путем длительного лишения её пищи, питья или тепла, либо помещение или оставления потерпевшей во вредных для здоровья условиях.

Психические страдания – глубокое переживание потерпевшей чувства униженности, оскорблённости, страха и иных подобных чувств в результате угроз, унижения чести и достоинства потерпевшей или её близких; иного информационного воздействия на психику потерпевшей.

Психическое насилие не причиняет видимого физического вреда потерпевшей, но воздействует на её психику. В результате психического насилия парализуется воля потерпевшей, что влечет за собой изменения в определенных актах её поведения.

 

Административная ответственность агрессора

                                      I.    1.Агрессор привлекается в первый раз:

  • причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
  • оскорбление (статья 9.3 КоАП);
  • мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

Профилактическая беседа (параллельно со штрафом и/или арестом) – устное разъяснение агрессору общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение агрессора в недопустимости их совершения.

                                      I.    2.Привлекается повторно в течение года (после первого раза):

  • по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
  • любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.

Официальное предупреждение – письменное разъяснение агрессору о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений

                                      I.    3.В течение года после объявления агрессору официального предупреждения:

  • по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
  • любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.

Профилактический учет – наблюдение за поведением агрессора в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия. С агрессором проводятся беседы, лекции и т.п., и не реже одного раза в месяц к нему совершается визит милиции. Профилактический учет не осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, а также следующих транзитом.

                                      I.    4.Если агрессору вынесено официальное предупреждение или в отношении него осуществляется профилактический учет:

  • причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
  • оскорбление (статья 9.3 КоАП);
  • мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

Защитное предписание – установление агрессору, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Защитное предписание выносится агрессору в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3-х до 30-ти суток.

Защитным предписанием агрессору, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшей от насилия в семье, если она находится в месте, неизвестном агрессору;
  • посещать места нахождения пострадавшей, если она временно находится вне совместного места жительства или мета пребывания с агрессором;
  • общаться с пострадавшей, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетней пострадавшей от насилия в семье, обязывает агрессора, временно покинуть общее с пострадавшей жилое помещение и запрещает распоряжаться общей собственностью.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: