Стоп насилию в семье!
Виды и формы насилия
13.09.2018Выделяют четыре основных вида насилия:
Физическое - это преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми.
Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:
— необъяснимо возникшие кровоподтеки;
— шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
— следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной плети);
— след от укуса на коже;
— на голове участки кожи без волос;
-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);
— необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенности поведения ребенка:
— реакция страха при приближении родителя к ребенку;
— общее избегание физического контакта;
— застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);
— появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; — побег из дома.
Эмоциональное (психическое) насилие — нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны родителей.
Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, — это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отвержение, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.
По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в том случае, если родитель постоянно:
¾ предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребенок не в состоянии справиться;
¾ сурово наказывает ребенка;
¾ чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
¾ злится и устрашающе ведет себя.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:
— ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;
— он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;
— сосет пальцы, монотонно раскачивается;
— замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
— «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
— имеются нарушения сна, ночные приступы страха;
— он не проявляет интереса к играм;
— ночное и/или дневное недержание мочи;
— психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.
— замедленно физическое и общее развитие ребенка.
Пренебрежительное отношение — ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
Сексуальное насилие — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация — эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.
Детская проституция — означает использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.
Детская порнография — это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентрированные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, используя компьютерные программы, также является порнографией.
Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также является проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле «Голубая орхидея», организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.
Торговля детьми (траффикинг) — означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.
Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доходным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть проданы несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торговле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.
Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключительных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу … вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит торговля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуатации….».
Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужасный промысел торговцев детьми — дети стали похищаться и продаваться с целью использования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о которых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предотвращению этого явления.
Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, «благотворительных организаций».
В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.
Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, принимающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используемые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.
Причины распространения насилия в отношении детей
Физическое, эмоциональное, психологическое насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от социального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики — то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объяснение. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия — крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою семью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.
Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опрошенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.
Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье — применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи.
Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные
Последствия насилия над детьми
Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдаленными.
Различают три основные стадии их развития:
1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде болезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).
Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несчастного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, особенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны подживают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувствию близких для него людей.
При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, душевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательство. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспомощности.
2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабатываются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выбирает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и душевную боль, то есть формирует психологическую защиту.
Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старается не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.
3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицинской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие поведенческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:
— неспособность добиться успеха;
- комплекс неполноценности (превосходства);
- усвоение стигмы;
- усвоение насилия как формы решения проблем;
Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные последствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.
Алгоритм действий жертвы насилия в семье
13.09.2018Основные правила поведения до начала семейного конфликта в случае, когда ранее подобные конфликты уже имели место:
1.1. Придумать условное слово или жест, заранее заучить его вместе с детьми и другими членами семьи, чтобы в дальнейшем использовать его для так называемого сигнала к определенным действиям (вызвать милицию; отправить соответствующее смс-сообщение соседям, знакомым, родственникам, друзьям, коллегам; незамедлительно покинуть жилое помещение и т.п.):
1.2. Заранее определить круг людей (соседи, родственники, друзья, знакомые, коллеги), которым вы доверяете и которые при необходимости готовы в случае возникновения семейного конфликта оказать вам помощь в:
вызове милиции,
предоставлении возможности временного пребывания,
сохранности необходимых вам вещей и документов,
решении иных вопросов:
предоставить им сведения об организациях, оказывающих помощь по профилактике насилия в семье, чтобы они также могли получить соответствующую консультацию (как действовать свидетелям и очевидцам насилия);
обсудить с ними порядок действий по оказанию вам экстренной помощи (например, оговорить текст смс-сообщения, которое вы им направите, если будет необходимость, чтобы они вызвали милицию по адресу вашего места жительства).
1.3. Подготовить две сумки с вещами и документами:
1.3.1. Сумка, которую следует отвезти в безопасное место, доступное для жертвы в нужное время и абсолютно недоступное для агрессора (в сейф или шкаф на рабочем месте; к лицам, которым жертва доверяет; в банковскую ячейку и т.п.).
В данную сумку следует собрать:
вещи и документы, использование которых не предполагается в ближайшее время (комплект нижней и верхней одежды и обуви по сезону для жертвы и других членов семьи, дубликаты ключей от служебного и жилого помещения, автомобиля, дачи, документы по медицинскому и социальному страхованию и обеспечению, касающиеся жилья (например, договор об аренде, свидетельство о праве на собственность), учебы, работы, финансовые, свидетельство о браке; о перемене фамилии, о наследовании, расписание общественного транспорта пригородного и дальнего следования, номера телефонов такси и гостиниц, минимально необходимую для проживания и питания сумму денежных средств);
списки контактов лиц (медицинский работник (участковый терапевт или педиатр, участковая медсестра), классный руководитель, воспитатель детского сада, психолог, адвокат, участковый инспектор милиции, священник, психотерапевт и т.п.) и организаций (территориальные центры социального обслуживания населения, общественные объединения, горячие линии, приюты и т.п.), оказывающих помощь по профилактике насилия в семье;
при необходимости вещи, ценные для жертвы и других членов семьи, которые агрессор может уничтожить либо продать (драгоценности, семейные реликвии и т.п.).
1.3.2. Сумка, которую следует держать «под рукой» по месту жительства, т.е. в месте максимально доступном для жертвы и по возможности недоступном для агрессора, чтобы при необходимости иметь возможность быстро ее взять и покинуть место конфликта.
В данную сумку следует собрать:
вещи и документы либо их копии, которыми жертва и другие члены семьи пользуются постоянно (паспорт, вид на жительство, свидетельство о рождении, водительские права, комплект нижней и верхней одежды и обуви по сезону, лекарства, банковские карты, игрушки, школьные принадлежности и иные предметы первой необходимости);
если неизвестно будет ли возможность воспользоваться сумкой, которая находится в ином месте, также имеет смысл поместить:
минимально необходимую для проживания и питания сумму денежных средств;
листок, на котором продублировать:
расписание общественного транспорта, в том числе пригородного и дальнего следования, номера телефонов такси и гостиниц,
списки контактов лиц (медицинский работник (участковый терапевт или педиатр, участковая медсестра), классный руководитель, воспитатель детского сада, психолог, адвокат, участковый инспектор милиции, священник, психотерапевт и т.п.) и организаций (территориальные центры социального обслуживания населения, общественные объединения, горячие линии, приюты и т.п.), оказывающих помощь по профилактике насилия в семье.
1.4. Постоянно следить за тем, чтобы на балансе вашего телефона всегда были деньги в случае необходимости экстренных звонков;
1.5. Попытаться избавиться от оружия в доме (убрать его подальше, сообщить в милицию о незаконном хранении).
2. Основные психологические моменты, жесты, мимика, слова и иные внутренние и внешние обстоятельства, позволяющие предположить, что может начаться семейный конфликт:
2.1. Заранее определить и записать какие:
сигналы, реакции (действия, слова, жесты, мимика или внешний вид) со стороны агрессора, которые вы можете увидеть, услышать, ощутить или почувствовать, которые говорили бы вам, что имеет место опасность начала семейного конфликта ;
сигналы, реакции (действия, слова, жесты, мимика или внешний вид) со стороны агрессора, которые обычно предшествуют непосредственно началу насильственных действий с его стороны
ваши внутренние сигналы, изменение физического состояния, реакции, в том числе эмоциональные (страх, дискомфортные либо болевые ощущения, мысли и т.п.), по которым вы можете понять, что напуганы, находитесь в напряжении или в опасности
внешние обстоятельства или факторы, которые могут привести к конфликтной ситуации (например, употребление определенных веществ им или вами, финансовое давление, вопросы, касающиеся детей, определенное время суток или место в доме, проблемы с родственниками и т.п.)
2.2. Периодически их перечитывать, чтобы в момент предшествующий непосредственному возникновению конфликта вспомнить и внутренне собраться.
2.3. Обращать внимание на внешний вид (например, состояние алкогольного опьянения) и эмоциональное состояние (например, раздраженность) агрессора, когда он возвращается домой из иных мест пребывания (с работы, после встречи с друзьями, родственниками, в первую очередь близкими, с после посещения учреждений образования, где учатся или воспитываются ваши дети и т.п.);
3. Основные правила поведения непосредственно в ходе семейного конфликта:
3.1. Вспомнить каким образом вы пытались защитить себя и своих детей от насилия в прошлых эпизодах. Насколько эффективными были эти попытки.
3.2. Определить доступные в момент настоящего конфликта личные ресурсы:
психо-физиологическое состояние (состояние здоровья, эмоционально-волевое состояние, насколько вы физически сильнее (например, агрессор в состоянии алкогольного опьянения) или слабее агрессора в данный момент и т.п.);
возможность воспользоваться мобильным или иным телефоном для подачи сигнала о помощи или вызова милиции, а также предметом, использование которого позволит вам защитить себя и иных членов семье без причинения существенного вреда здоровью агрессора;
3.3. Определить доступные в момент настоящего конфликта внешние ресурсы:
если вы находитесь в помещении один на один с агрессором постарайтесь сориентироваться и найти возможность привлечь к себе внимание со стороны иных людей (например, если открыто окно, не забывать о возможности громко кричать с призывами о помощи либо, в случае крайней необходимости визуально определите предмет, которым вы сможете разбить окно и т.п.);
если кроме вас в помещении находятся иные члены семьи, постарайтесь воспользоваться заранее заученным условным словом или жестом для так называемого сигнала к определенным действиям (вызвать милицию; отправить соответствующее смс-сообщение соседям, знакомым, родственникам, друзьям, коллегам; незамедлительно покинуть помещение);
3.4. Перейти в помещение, из которого можно легко добраться до выхода, но не в ванную комнату, кухню или помещение, где может находиться оружие;
3.5. Полагаться на интуицию и быть рассудительной(ным). Подумать, как лучше обезопасить себя до прибытия помощи. Если ситуация становится угрожающей, рассмотреть возможность предоставить лицу, склонному к насилию, то, что он хочет, чтобы успокоить его;
3.6. Помнить о праве на защиту себя, пока опасность не минует.
Административная ответственность за насилие в семье в Республике Беларусь
Страдания– это, в первую очередь, физическая боль или психическая травма, которые носят глубокий характер, причиняют потерпевшей мучения и особые переживания (КоАП РБ, статья 9.1).
Причиной физических страданий выступают:
- причинение продолжительной (многократной или длительной) физической боли, вызванной: поркой, щипанием, сечением, вырыванием волос, множественными небольшими повреждениями тупыми или колюще-режущими предметами, электрическим, термическим или химическим воздействием;
- действия агрессора, причиняющие страдания потерпевшей путем длительного лишения её пищи, питья или тепла, либо помещение или оставления потерпевшей во вредных для здоровья условиях.
Психические страдания – глубокое переживание потерпевшей чувства униженности, оскорблённости, страха и иных подобных чувств в результате угроз, унижения чести и достоинства потерпевшей или её близких; иного информационного воздействия на психику потерпевшей.
Психическое насилие не причиняет видимого физического вреда потерпевшей, но воздействует на её психику. В результате психического насилия парализуется воля потерпевшей, что влечет за собой изменения в определенных актах её поведения.
Административная ответственность агрессора
I. 1.Агрессор привлекается в первый раз:
- причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
- оскорбление (статья 9.3 КоАП);
- мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).
Профилактическая беседа (параллельно со штрафом и/или арестом) – устное разъяснение агрессору общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение агрессора в недопустимости их совершения.
I. 2.Привлекается повторно в течение года (после первого раза):
- по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
- любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.
Официальное предупреждение – письменное разъяснение агрессору о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений
I. 3.В течение года после объявления агрессору официального предупреждения:
- по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
- любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.
Профилактический учет – наблюдение за поведением агрессора в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия. С агрессором проводятся беседы, лекции и т.п., и не реже одного раза в месяц к нему совершается визит милиции. Профилактический учет не осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, а также следующих транзитом.
I. 4.Если агрессору вынесено официальное предупреждение или в отношении него осуществляется профилактический учет:
- причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
- оскорбление (статья 9.3 КоАП);
- мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).
Защитное предписание – установление агрессору, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Защитное предписание выносится агрессору в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3-х до 30-ти суток.
Защитным предписанием агрессору, в отношении которого оно вынесено, запрещается:
- предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшей от насилия в семье, если она находится в месте, неизвестном агрессору;
- посещать места нахождения пострадавшей, если она временно находится вне совместного места жительства или мета пребывания с агрессором;
- общаться с пострадавшей, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетней пострадавшей от насилия в семье, обязывает агрессора, временно покинуть общее с пострадавшей жилое помещение и запрещает распоряжаться общей собственностью.