Подростков из Минского района учат справляться с тревожностью

15.02.2023

             В жизни каждого из нас происходят события, которые буквально выбивают из колеи: трудности в отношениях, ситуации неопределенности, проблемы в учебе или на работе. Это становится базой для формирования тревожности и различных расстройств настроения, что, в свою очередь, снижает продуктивность, качество общения и негативно влияет на здоровье. Именно поэтому важно овладеть навыками справляться с ситуацией до того, как она наступит, научиться помогать себе до того, как эмоции застанут врасплох. В детской деревни «Истоки» 12 подростков встретились с кризисными психологами, врачом-психиатром и представителями КДН, чтобы найти ответы на интересующие их вопросы.

             Круглый стол «Психологическое айкидо. Как победить тревогу» начался с обсуждения негативных ситуаций, которые могут вызывать негативные эмоции, а также способов, как с ними справиться. Ребята назвали такие виды активностей, как прослушивание музыки, видеоигры, поиск комфортного безопасного места, дыхательные техники. К слову, составление специального плейлиста с определенными песнями действительно обладает терапевтическим эффектом и помогает снизить тревожность. В такие минуты человек словно ощущает поддержку извне, например, со стороны исполнителя песни.

Чувствовать поддержку – немаловажно в ситуации кажущейся безысходности

              И первое упражнение – клубок ниток – направлено на формирование эмоциональной связи между присутствующими, атмосферы доверия. Закрепилось оно в процессе выполнения второго упражнения, когда участникам предстояло взяться за руки, ощутить эту поддержку физически. Следующие упражнения по нервно-мышечной релаксации также помогли ребятам раскрепоститься и озвучить проблемные вопросы.

               Одна из участниц мероприятия поинтересовалась, как сосредоточиться на выполнении тех или иных техник в ситуации, когда эмоции зашкаливают. На этот вопрос ответила врач-психиатр МОКЦ «Психиатрия-наркология» Анастасия Хаустович, подчеркнув, что обучаться техникам необходимо в период спокойствия, тренируя мозг действовать определенным способом. Более того, систематическое выполнение релаксационных упражнений снизит уровень тревожности, за счет чего бурные эмоциональные реакции будут проявляться реже. Также специалист рассказала, когда следует обращаться к психологу и психотерапевту, чем могут помочь разные специалисты и в чем их различие.

               Само место проведения круглого стола тоже было выбрано неслучайно. Как сообщила начальник отдела социальной и воспитательной работы управления по образованию Минского райисполкома и инициатор мероприятия Илона Шелкович, детям, тяжело переживающим проблемы, важно знать о том, что у их сверстников имеются проблемы и другого масштаба. И с ними реально справиться, и любая трудность преодолима, когда человека окружают понимающие люди!

На данный момент в детской деревне проживает 107 воспитанников, среди которых – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

                Для них, уточняет директор организации Илья Жилич, организована семейная форма жизненного устройства и психологическая помощь.

               Одним из организаторов проведения круглого стола стала методист учебно-методического кабинета Минского района магистр психологических наук Наталья Бортулёва. Она занимается профилактикой суицидального поведения и самоповреждений.

            – В последнее время наблюдается тенденция увеличения случаев самоповреждений среди молодых людей, – поясняет Наталья Леонидовна. – Причем каждый случай стоит рассматривать отдельно. Есть даже версия, что самоповреждения помогают справится с тревогой. Однако снижение тревоги в данном случае – ситуативное, между тем как само поведение закрепляется, затем возникает толерантность к боли, а, следовательно, приводит к более серьезным самоповреждениям. И вместе с тем не решает проблему. Поэтому так важно сейчас научить подростков справляться с проблемой, а не ее симптомами.

             Существенным моментом, который поможет найти выход и обрести уверенность в собственных силах, является определение своих сильных сторон и внутренних ресурсов. На это были направлены завершающие упражнения – рисование своего «места силы» и работа с метафорическими картами.

               Подобные мероприятия – большой шаг в направлении создания для подростков ситуации, где они могут почувствовать себя в безопасности, действительно ощутить поддержку со стороны, что очень важно в юном возрасте. Организаторы круглого стола поделились, что в планах – создание групп-взаимопомощи по типу «равный обучает равного». В рамках такого проекта ребята, имеющие опыт преодоления сложностей, смогут поделиться им со своими сверстниками.

Текст: Дарья ИВАНОВА

Фото автора

Фотогалерея: