К началу 2024/2025 учебного года

 

Примерный перечень основных товаров (минимальный набор), рекомендуемых для приобретения родителями (законными представителями) с целью посещения учащимися учреждений общего среднего образования

 

Школьная форма - Каталог 2024-2025

 

Электронные учебники размещены на Национальном образовательном портале >>>

Министерство образования Республики Беларусь приняло решение о размещении в открытом доступе электронных копий белорусских школьных учебников

 

Об использовании  дневников учащихся   в 2024/2025 учебном году

В 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, используются дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями в 2024 году в соответствии с Типовыми формами дневника учащегося, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 (в редакции постановления Минобразования от 29.09.2023 № 314).

Типовые формы дневника учащегося

 

В 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – со 2 сентября 2024 г.  по 26 октября 2024 г.;

вторая – с 4 ноября 2024 г.  по 24 декабря 2024 г.;

третья – с 8 января 2025 г.  по 22 марта 2025 г.;

четвертая – с 31 марта 2025 г.  по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 27 октября 2024 г. по 3 ноября 2024 г. включительно;

зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г.  по 7 января 2025 г.  включительно;

весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г.  по 30 марта 2025 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2025 г.  по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.

 

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 «Об утверждении Правил педагогических работников»

 Государственный школьный стандарт

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 красавіка 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»

 О переводе отметок

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 красавіка 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»

 

Постановление Министерства образования от 5 апреля 2023 г. № 122 «ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Постановление Министерства образования от 22 марта 2023 г. № 107 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ВЫПУСКА УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (в ред. постановления Минобразования от 05.09.2023 № 304)

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 «Аб установе агульнай сярэдняй адукацыі»

 

Постановление Министерства образования от 29 августа 2022 г. № 290 «О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ И РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Постановление Министерства образования от 24 августа 2022 г. № 285 «О порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования»

 

Постановление Министерства образования от 23 августа 2022 г. № 284 «О научно-методическом обеспечении образования»

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (в ред. постановления Минобразования от 31.07.2023 N 215)

 

Постановление Министерства образования от 17 августа 2022 г. № 267 (с изменениями от 16.05.2023 № 157) «О типовых формах дневника учащегося»

 

Постановление Министерства образования от 17 августа 2022 г. №269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах»

 

Постановление Министерства образования от 17 августа 2022 г. №270 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в лицеях, университетах»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 августа 2022 г. № 516 «ОБ ОТЧИСЛЕНИИ ДЛЯ ПЕРЕВОДА, ПЕРЕВОДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ЛИЦ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (в ред. постановления Совмина от 10.05.2023 № 301

 

Пастанова Міністэрства адукацыі ад 8 жніўня 2022 г. № 234 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб атэстацыі ў парадку экстэрнату»

 

Постановление Министерства образования от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися»

 

Постановление Министерства образования от 26 июля 2022 г. № 211 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ»

 

Постановление Министерства образования № 184 от 11 июля 2022 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»

 

Постановление Министерства образования от 4 июля 2022 г. № 161 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. № 201»

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.06.2022 №158/156/8 «Об обучении и воспитании учащихся, содержащихся под стражей»

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 28 лістапада 2016 г. № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў»

 

Постановление Министерства образования от 3 октября 2013 г. № 91 «О ПРОВЕДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧАЮЩИХ ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (в ред. постановления Минобразования от 05.09.2023 № 305)

 

Постановление Министерства образования от 21 июня 2012 г. № 67 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТИПОВЫХ ФОРМ СПРАВОК» (в ред. от 27.12.2023)

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования» (в ред. постановления Минобразования от 23.08.2022 N 276)

 

Постановление Министерства образования от 28 июля 2011 г. № 201 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (в ред. постановления Минобразования от 04.07.2022 № 161)

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования»

 

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 чэрвеня 2011 г. № 28 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку вывучэння беларускай і рускай моў замежнымі грамадзянамі і асобамі без грамадзянства, якія часова знаходзяцца або часова пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь»

 

Постановление Министерства образования от 20 ноября 2003 г. № 73 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ» (в ред. постановлений Минобразования от от 22.09.2023 № 308)

 

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441509 – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.04.2024 №46

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22339639https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441515p – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.03.2024№ 29

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441458 – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.04.2024 №41

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441352 – Постановление спорта и туризма Республики Беларусь  от 11.03.2024 №9

  

    Профориентационная работа с учащимися     

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 25.04.2024 № 176 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI)-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день

 

      Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы      

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря 2012 г. N 206 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 N 39)

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2019 г. N 525 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ» (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 N 29, от 31.08.2022 N 570, от 15.11.2022 N 780)

 

Постановлением Министерства образования от 13 марта 2024 г. №29 утверждены учебные программы факультативных занятий для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания:

  • «Когда учиться легко. В мире финансов»;
  • «Когда учиться легко. В мире информационной безопасности»;
  • «Шчаслівы беларусам звацца»;
  • «Путешествуем без опасности»;
  • «Выбираем здоровый образ жизни»;
  • «Предпринимательство в действии»;
  • «Информационная безопасность: миф или реальность?».

Так, учебная программа факультатива «Когда учиться легко. В мире финансов» предназначена для III–IV классов. Она направлена на приобретение первоначального опыта решения задач с финансовым содержанием, грамотного финансового поведения в социуме, развитие ответственного отношения к деньгам как средству удовлетворения потребностей человека.

Программа содержит четыре модуля:

  • «Про деньги сейчас и в прежние времена» – формирует у учащихся представление о функциях денег и их видах, об истории возникновения денег;
  • «Про доходы и расходы в семье» – ознакомит ребят с основными источниками дохода и видами расходов семьи, даст представление о необходимости планирования доходов и расходов и составления семейного бюджета;
  • «Про личные сбережения» – покажет целесообразность финансовых сбережений и способы накопления денежных средств, сформирует умение экономно тратить деньги и принимать рациональные решения о покупке товаров и услуг;
  • «Про финансовую безопасность» – продемонстрирует способы защиты денег от подделок, расскажет о безопасном использовании банковских карточек и целесообразности использования страховки.

Факультативные занятия «Когда учиться легко. В мире информационной безопасности» также разработаны для III–IV классов. Их цель – личностное развитие учащихся на основе усвоения правил информационной безопасности, метапредметных способов деятельности с информацией разных видов, формирование умений, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности учащихся в условиях медиатизированного общества.

Занятия направлены на решение задач по:

  • формированию устойчивой мотивации в освоении механизмов информационно-психологической самозащиты и защиты окружающих;
  • овладению способами нравственно-этической оценки информации медиа, осуществления коммуникации на основе уважения и сотрудничества;
  • приобретению рефлексивного опыта применения способов действий, обеспечивающих овладение коммуникационными технологиями и информацией медиа;
  • профилактике компьютерной и интернет-зависимости учащихся;
  • предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере.

Учащиеся V–IX классов смогут посещать факультатив «Шчаслівы беларусам звацца». Занятия будут способствовать созданию личности, способной адекватно воспринимать и оценивать достижения духовной и материальной культуры Беларуси, готовой к деятельности по законам добра, совести, гордости, справедливости, патриотизма и гражданского долга.

Задачами факультатива определены, в частности:

  • формирование моральнай, художественной культуры школьников;
  • становление основ гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ;
  • сохранение исторической памяти региона и страны;
  • формирование экологической культуры учащихся как составного компонента общей культуры.

Для VI класса разработана учебная программа факультатива «Путешествуем без опасности». В рамках занятий планируется:

  • сформировать у учащихся опыт безопасного поведения в реальной жизни во время туристского похода, развить личностные, нравственные и физические качества, обеспечивающие безопасное поведение при взаимодействии с окружающей средой, воспитать ответственное отношение к личной и общественной безопасности;
  • развить чувство ответственности и товарищества, воспитать физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

Факультативные занятия «Выбираем здоровый образ жизни» для VIII класса предназначены для развития функциональной грамотности у учащихся в области здоровьесбережения.

Во время обучения ребята:

  • получат представления о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья;
  • осознают необходимость здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью;
  • сформируют представление:
    • о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах питания;
    • о влиянии мышечной деятельности человека на организм;
    • об организации режима дня: учебы, отдыха и двигательной активности;
  • приобретут навыки составления, анализа и контроля за соблюдением режима дня;
  • разовьют гражданскую ответственность за сохранение, укрепление и поддержание здоровья.

Программа факультатива «Предпринимательство в действии» для X класса направлена на:

  • освоение учащимися базовых практико-ориентированных и исторических знаний по предпринимательской деятельности;
  • овладение ребятами базовыми навыками создания и ведения собственного бизнеса;
  • профессиональное самоопределение школьников;
  • повышение культуры предпринимательства и предпринимательского мышления.

Ожидается, что после изучения программы школьники смогут:

  • определять цели, пути и задачи открытия собственного дела;
  • выбирать и обосновывать предпринимательскую идею;
  • анализировать целевой рынок и конкурентов;
  • выбирать организационно-правовую форму ведения собственного дела и обосновать ее;
  • оценивать экономическую эффективность создания собственного дела, предпринимательского проекта.

Факультативные занятия «Информационная безопасность: миф или реальность?» рассчитаны для учащихся X–XI классов. Программа разработана для формирования в рамках проектной деятельности знаний и умений, позволяющих выявлять угрозу информационной безопасности, определять степень ее опасности, предвидеть последствия угрозы информационной безопасности и противостоять им. Также курс будет способствовать развитию ключевых компетенций школьников, способствующих обеспечению информационной безопасности как неотъемлемой составляющей информационной культуры личности. Кроме того, в рамках факультатива будут изучаться основные принципы, методы и средства защиты информации в процессе ее обработки, передачи и хранения с использованием компьютерных средств в информационных системах, необходимых для жизни и успешной самореализации при условии формирования таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Постановление вступило в силу 10 мая 2024 г.

Интернет-ресурсы: