Рекомендации по организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в период осенних каникул

26.10.2022

РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в период осенних каникул

(30.10.2022-07.11.2022)

 

Задача педагогических работников – создать оптимальные условия для разнообразного и занимательного досуга учащихся, для их полноценного отдыха и оздоровления.

Планируя воспитательную работу на осенних каникулах, следует учесть пожелания и запросы обучающихся и их законных представителей, принять меры по созданию педагогически целесообразных условий обеспечения занятости разнообразными полезными и содержательными делами.

Для эффективной организации занимательного досуга следует обеспечить реализацию современных подходов, учитывая календарь государственных праздников и памятных дат, план по реализации мероприятий, посвященных Году исторической памяти. Будет продолжена работа по реализации проекта – республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни».

Важная роль в обеспечении занятости во внеучебное время, профилактики правонарушений детей и подростков отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений. ОО «БРПО» предлагает зарегистрироваться для участия в ряде проектов, которые сделают каникулярное время полезным и запоминающимся: интеллектуально-развлекательная игра «Пионерский квиз» (для возрастных групп 9-10 лет и 10-13 лет), республиканский октябрятский маршрут «Территория детства», конкурс научно-популярного видео «Территория знаний», конкурс пионерских разработок «Цифровая трансформация» и др.

К организации занятости обучающихся в каникулярное время рекомендуется привлекать руководителя по военно-патриотическому воспитанию.

В дни каникул целесообразно проведение тематических мероприятий на базе музеев, музейных комнат учреждений образования.

В методических рекомендациях «Организация деятельности музеев учреждений образования Республики Беларусь» от 17.09.2022 отмечается целесообразность работы по увековечиванию и пропаганде героических подвигов белорусского народа в годы Великой Отечественной войны посредством сбора материалов про судьбу своих предков – ветеранов Великой Отечественной войны,  работе с архивными документами, обновлению тематических банков данных, пополнению Книг памяти, фонотек «Живые голоса истории войны» и др. Музеи должны стать частью целостной системы воспитательной работы в каникулярный период через организацию экскурсионной работы, реализацию музейных проектов, акций «День старшего поколения», «Музейное селфи», «Я покажу тебе музей» и др. Создание музейных семейных программ, организация семейного свободного времени в музее также будут способствовать эффективной коммуникации по реализации задач семейного воспитания.

Одним из направлений работы в дни осенних каникул может быть включение учащихся в общественно полезную деятельность: работу по охране памятников истории, культуры и природы своего региона по заданию музея, благоустройство памятников, шефство над ветеранами войны и труда, пожилыми людьми и др.

В дни осенних каникул необходимо помнить об организации мероприятий, посвященных празднованию 140-летия со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Следует использовать возможности Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа в Минске http://kolas.museum.by/, организовать посещение филиала «Николаевщина» (Столбцовский район) https://www.holiday.by/by/skarb/434-muzej-jakuba-kolasa-v-derevne-nikolaevshhina, который включает в себя четыре усадьбы: Акинчицы, Ласток, Альбуць, Смольня. Эти места связаны с рождением и ранним периодом жизни белорусского поэта.

Актуальной остается работа по формированию у обучающихся уважительного отношения к государственной символике, уделив внимание проведению торжественных мероприятий с использованием Государственного флага и Государственного гимна Республики Беларусь.

Особое внимание при организации осенних каникул уделяется деятельности оздоровительных лагерей, отрядов военно-патриотического профиля.

При организации воспитательной работы в оздоровительных лагерях следует сделать акцент на проведении информационно насыщенных по содержанию мероприятий, в том числе связанных с сохранением исторической памяти. Необходимо создать условия не только для полноценного отдыха и оздоровления, но и условия, обеспечивающие разностороннее социальное развитие воспитанников. С целью осуществления социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи актуальной является работа в данных лагерях специалистов СППС.

В период осенних каникул необходимо продолжить совместную работу классных руководителей и специалистов СППС учреждений образования с учащимися, которые требуют повышенного внимания, и их законными представителями.

Воспитательная работа в период осенних каникул направлена на создание условий для снятия у обучающихся эмоционального и интеллектуального напряжения, обновления физических и духовных сил, укрепления здоровья, полноценного отдыха и оздоровления.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения в дальнейшем работоспособности учащихся, необходимо широкое проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся во внеучебное время, в том числе во время осенних каникул, в форме физкультурных праздников, дней здоровья и спорта, фестивалей и т. п.

Спортивные нагрузки в различных соревнованиях, в мероприятиях спортивного профиля должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям, если они организованы на открытом воздухе.

В дни осенних каникул много интересных дел предлагают учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Информация о мероприятиях республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи размещена на интернет-порталах данных учреждений: республиканский центр экологии и краеведения https://rcek.by, также на сайте Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов http://www.sporteducation.by.

Национальный центр художественного творчества детей и молодежи http://nchtdm.by с 25 октября по 19 ноября 2022 года в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи будет работать Республиканская выставка-конкурс детского творчества «АрхНовация – 2022».

В период с 29.10.2022 по 23.01.2023 в Национальном историческом музее Республики Беларусь будет проходить выставка «Музей елочных игрушек». Данная экспозиция представляет собой одну из самых больших в мире коллекций елочных игрушек.

Национальный детский технопарк https://ndtp.by/exhibition2/ в дни осенних каникул приглашает всех желающих на постоянно действующую республиканскую выставку инновационного и технического творчества, на которой можно познакомиться с лучшими работами инновационного и технического творчества, научно-инновационными разработками учащихся и работников учреждений образования республики. Для посещения республиканской выставки необходимо предварительно записаться по телефону: (8017) 367 72 58.

На сайте факультета социально-педагогических технологий учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка» для законных представителей несовершеннолетних действует онлайн-платформа «Родительский университет» https://roduniversitet.bspu.by/, на которой представлены материалы по семейной педагогике, лучший опыт воспитания детей, видеосюжеты и др. Данный ресурс следует использовать при консультировании и организации заседаний родительских клубов.

Необходимо в обязательном порядке разместить информацию об организации воспитательной работы с обучающимися на официальном сайте учреждения образования, довести ее до сведения законных представителей несовершеннолетних.

Организуя воспитательную работу, необходимо руководствоваться постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися».

При организации работы в каникулярный период традиционно особое внимание уделяется санитарно-профилактическим мероприятиям, обеспечению неукоснительного контроля за соблюдением в учреждениях образования требований СанПиН.

С учащимися следует провести беседы по правилам безопасного поведения в дни осенних каникул, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Создание максимально благоприятных условия для обеспечения занятости обучающихся, создание для всех участников образовательного процесса максимально безопасной среды – главное условие для качественного отдыха и оздоровления.