Охрана жизни учащихся при пользовании метрополитеном - Управление по образованию, спорту и туризму Минского райисполкома
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Охрана жизни учащихся при пользовании метрополитеном

Инструкция
по безопасному поведению в метро

1. Общие знания об опасности в метро

1.1. Метрополитен — зона повышенной опасности.

1.2 Основными причинами гибели и травмирования граждан в метро являются:

1.2.1 незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне повышенной опасности

1.2.2 неоправданная спешка и беспечность

1.2.3 озорство, хулиганство, игры на платформе

1.2.4 незнание, как выйти из чрезвычайной ситуации (падение в туннель, взрыв, задымление)


1.3 Огромная скорость поезда в метро, большой тормозной путь.

1.4  Опасное место – за полосой на краю платформы.

1.5 Металлическая конструкция желтого цвета вдоль тоннеля - под высоким напряжением

1.6 Эскалатор: избегать попадания вещей, частей одежды между движущимися частями

 2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков.

2.1 Провести беседы о безопасном поведении обучающихся в метро.

2.2 Контролировать поведение детей и подростков при пользовании метрополитеном.

3. Меры безопасности при пользовании метрополитеном:

3.1. Вход (выход) пассажиров в метро производится в направлениях, обозначенных указателями и пиктограммами, через вестибюли станций метро, оборудованные специальными дверями, которые нужно придерживать.

3.2. Проход к поездам метрополитена осуществляется через автоматические контрольные пункты, после опускания в них жетонов установленного образца, или через служебный проход по предъявлению проездного билета или документа, дающего право бесплатного проезда в метро.

3.3. Переход к поездам метрополитена осуществляется в строгом соответствии с направлениями движения пассажиропотоков (согласно установленным указателям и пиктограммам).

3.4. Пользуясь эскалатором, необходимо стоять справа лицом по направлению движения, держаться за поручень и не задерживаться при сходе с эскалатора, малолетних детей держать за руку или на руках, не разрешать прикасаться к неподвижным частям эскалатора и не заступать за ограничительную линию.

3.5. В ожидании поезда необходимо находится за линией, обозначающей край платформы, повернувшись боком к туннелю.

3.5. Посадка пассажиров в электропоезд производится в порядке очередности, после его полной остановки и выхода, прибывших на станцию пассажиров, через все двери.

4. Запрещается:

4.1 сидеть, ставить вещи на ступени и поручни эскалаторов, облокачиваться на поручни, бежать по эскалаторам и платформам;

4.2 передвигаться по территории станций и переходов на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных подобных транспортных и спортивных средствах;

проходить и находиться на станции без обуви;

4.3 спускаться на пути, подкладывать на пути метрополитена посторонние предметы;

открывать двери вагонов во время движения и остановок, а также препятствовать их открытию и закрытию на остановках;

4.4  проезжать в поездах, следующих в электродепо, и на пути для перестановки составов;

пользоваться без надобности связью «пассажир — машинист», выключателем эскалатора с надписью «стоп»;

4.5 наносить надписи и расклеивать без разрешения администрации метрополитена объявления, плакаты и другую продукцию информационного содержания;

находиться с багажом, в одежде, с предметами, продуктами, которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройство станций;

4.6  загрязнять и засорять территорию метрополитена, размещать багаж на сиденьях вагонов и скамейках станций;

4.7 самовольно проникать в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена, наносить повреждения сооружениям, устройствам пути, оборудованию и подвижному составу метрополитена.

5. Действия в чрезвычайной ситуации:

5.1. В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только самое необходимое.

5.2 Разбейте стекло в вагоне с правой стороны по ходу движения – там нет контактного рельса, и электрокоммуникации низковольтные (связь, управление) справа у самой стены будет место, специально предназначенное для движения обслуживающего персонала – по нему и надо двигаться в предполагаемую сторону ближайшей станции.

 

Инструкция составлена заместителем директора
по идеологической и воспитательной работе 
ГУО«Гимназия №1 г.Дзержинска»      Л.К.Лукша

Инструкция составлена на основании:

1. "Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях" от 21 апреля 2003 г. №194-З

2. Решения Минского городского исполнительного комитета от 17.09.1992 N 500 "Об утверждении Правил пользования городским пассажирским транспортом (трамваями, троллейбусами, автобусами и метро) в городе Минске"

3.  Правил поведения пассажиров Минского метрополитена

 


Примерная беседа
классного руководителя со своими воспитанниками перед поездкой
в город с метрополитеном

Метро в Беларуси существует лишь в Минске. Но столицу посещают и жители “периферии”, так что необходимо быть осторожнее с данным видом транспорта, особенно ввиду некоторых событий, связанных с метрополитеном. Обязательно познакомимся с правилами пользования минским метрополитеном (есть такой документ)

При входе и выходе из метро надо постараться не получить травму головы или кисти руки качающейся стеклянной дверью при попытке замедлить ее движении.

При движении на эскалаторе держаться за движущийся поручень, так как возможна ситуация – резкая аварийная остановка эскалатора.

Если вы везете с собой ребенка на эскалаторе, то придерживайте его. Следите за тем, чтобы он не совал пальцы под движущийся поручень и вовремя соступил с эскалатора.

На платформе не стойте слишком близко от края, особенно если рядом много людей. Лучше не иметь никого у себя за спиной. Для большей надежности поворачивайте к рельсам боком, а не лицом.

Если какая-то из ваших вещей упала на рельсы, следует сообщить об этом дежурному и он поднимет ее специальными клещами.

Основное, что следует помнить всегда — нельзя заходить за полосу возле края платформы. А лучше всего — даже не приближаться к ней до полной остановки поезда. Спешащие первыми влезть в вагон люди могут нечаянно вас толкнуть — и вы окажетесь на рельсах!»

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь разработало меры безопасного поведения и действий в случае чрезвычайных ситуаций в метро.

 

Рассмотрим чрезвычайные ситуации и возможные пути их решения.

1. Первая ситуация: на станции возникло задымление, пожар, произошел взрыв.

Действия: как бы банально не звучало, но первое, что необходимо сделать – это успокоится и не впадать в панику, попытаться оценить обстановку, определив степень происшествия и пути эвакуации. В данном случае это выход, противоположный эпицентру задымления/пожара/взрыва. Если Вы можете предпринять действия по оказанию помощи пострадавшим (если таковые имеются) и/или тушению пожара – тогда приступайте. Но помните – главное самому не стать спасаемым. Если Ваши силы в данной ситуации кажутся Вам сомнительными – тогда необходимо эвакуироваться в сторону, противоположную происшествию. Эвакуироваться надо по середине перрона, то есть максимально дальше от обеих тоннелей, чтобы вас не случайно столкнули другие спасающиеся. Если впереди образовалась давка на выходе – не вжимайтесь в толпу. Если в ней Вы упадете – это будет очень опасно. Люди в панике просто не заметят Вас, подняться будет трудно, и люди могут нанести серьезные травмы обувью. Поэтому лучше держать некоторую дистанцию от толпы.!!!  Поднявшись наверх к пункту пропуска (турникетам), где есть дежурный персонал – обязательно расскажите им максимально подробную информацию о случившемся внизу – этого мог еще никто не сделать, а им нужна информация, чтобы понять, какие действия необходимо предпринять. После сообщения персоналу станции, эвакуируйтесь на улицу и, позвонив в службу спасения по телефону 101, максимально логично и последовательно изложите диспетчеру те же факты.

2. Вторая ситуация: Вы упали в тоннель на рельсы.

Самое безопасное место – это яма между рельсами. Самое опасное – это контактный рельс для питания поезда током (металлическая конструкция желтого цвета вдоль тоннеля), который находится вдоль стены со стороны перрона. К нему прикасаться очень опасно, не говоря уж о том, чтобы пытаться наступить на него, чтобы залезть на перрон – Вас попросту может убить током.

Действия: Здесь стоит рассмотреть несколько вариантов:

2.1. Вы упали, но  поезда в непосредственной близости нет.

В этом случае позовите на помощь, попросите, чтобы сообщили о происшествии персоналу станции, и одновременно с этим следуйте в сторону, противоположную той, откуда будет выезжать поезд. Относительно безопасное место – черно-белая полосатая перекладина между рельсами. Именно возле нее останавливается первый вагон состава, то есть, если машинисту не успеют сообщить о происшествии, то даже в штатном режиме он остановит состав именно ДО НЕЕ.

Чуть далее в тоннель за этой перекладиной начинаются служебные коммуникации – там может быть и лестница, по которой можно подняться наверх. Если ее нет – ждите помощи! Не пытайтесь взобраться наверх по кабелям и т.п. – это опасно! Если помощи нет, а поезд уже близко – встаньте за границей полосатой перекладины на несколько метров и машите руками, подавая сигналы машинисту. При этом можно использовать мобильный телефон с включенным экраном, фонарик, фликер и любые другие вещи, которые будет хорошо видно.

2.2. Вы упали, и поезд в непосредственной близости.

Здесь будем рассматривать ситуацию, когда либо Вы после падения потеряли способность нормально передвигаться, либо поезд уже настолько близко, что убегать от него, очевидно, нет смысла. В этой ситуации необходимо быстро лечь в канал меду рельсами, по возможности ногами к поезду и на живот, ноги плотно прижать другу к другу и к земле, голову поджать и прижать к земле, руки прижать вдоль тела. Если у вас одежда с низким подолом – есть смысл лечь головой к поезду, чтобы потоком воздуха одежду не подняло вверх. Однако главное – это успеть лечь и прижаться!!! В таком положении поезд проедет над Вами не задев. Ни в коем случае не пугайтесь шума, теплого воздуха и даже искр над вами – при торможении поезда все это возможно. С целью нервной разрядки, как только ляжете – закройте глаза и глубоко вдохните и, мысленно сосредоточившись на положении собственного тела (а не на приближающемся поезде), не дышите максимально долго. После этого сделайте повторный вдох-выдох - и снова вдох и не дышите. Такая процедура успокоит Вас. Даже если он остановится над Вами – не двигайтесь, лежите и ждите помощи. Можно звать на помощь, однако положение не меняйте!

2.3. Вы увидели, как кто-то упал в тоннель на рельсы.

После изучения п.п. 2.1. и 2.2. Вам не составит труда догадаться послать кого-то за помощью и рассказать тому, кто упал, что ему нужно делать. Не пытайтесь его вытащить со стороны контактного рельса!!!  Все действия по спасению предпринимать ТОЛЬКО за вышеописанной полосатой перекладиной!

 

 

3. Третья ситуация: происшествия в вагоне.

3.1. Ситуация: в вагоне поезда при движении в тоннеле возник пожар (или иное ЧП).

Действия: Сообщить машинисту о случившемся (используя кнопку связи с машинистом,  распложенную у дверей), предпринять меры по тушению пожара огнетушителем (они расположены за спинками сидений, места размещения обозначены значком – присмотритесь!)

Остальным пассажирам вагона предложите лечь на пол – там будет наименьше скопление дыма, которым можно отравиться.

3.2. Ситуация: поезд остановился в тоннеле.

Если жизни ничего не угрожает – пытаться выбраться из вагона не стоит. Даже в случае, если есть необходимость покинуть поезд, остановившийся в тоннеле, дождитесь команды машиниста по громкой связи. Самое главное не паниковать и не поддаваться стадному инстинкту – толпа ничего хорошего не рождает!

Перед эвакуацией, персонал должен провести ряд мероприятий – обесточить контактный рельс, включить аварийное освещение и т.д. После этого последует сигнал по громкой связи с инструкциями по эвакуации и откроются двери. Вот тогда и можно выходить.

Однако всякое может случиться и ситуация может выйти из-под контроля и необходимость эвакуации будет экстренной.

В такой ситуации разбейте текло в вагоне ( можно тем же огнетушителем) с правой стороны по ходу движения – там нет контактного рельса, и электрокоммуникации низковольтные (связь, управление) + справа у самой стены будет место, специально предназначенное для движения обслуживающего персонала – по нему и надо двигаться в предполагаемую сторону ближайшей станции.


МЕТРОВИЧ ОБЪЯСНЯЕТ И ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!