ГУО "УПК детский сад-СШ д.Старое Село" - Отдел образования, спорта и туризма Минского райисполкома

Разделы сайта

ГУО "УПК детский сад-СШ д.Старое Село"

Организация профориентационной работы и профессионального обучения с обучающимися в ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа д. Старое Село»

 

Подготовка молодого поколения в нашей стране к полноценной жизни в обществе, в том числе к трудовой деятельности и продолжению образования, определена КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (31.03.2014) в качестве первоочередной задачи в системе образования.

Профориентационная работа в нашем учреждении образования выступает как компонент образовательного процесса, она направлена на освоение компетенций профессионального самоопределения, поддержку выбора вида деятельности, образовательного маршрута обучающегося. Её эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи детям и подросткам в процессе преподавания школьных дисциплин и организации внеурочной деятельности.

В процессе профориентационной работы учащиеся учреждения образования приобретают адекватные представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активно развивают их, формируют потребность и умение включаться в общественно-полезный труд.

К основным целям профориентационной работы в нашем учреждении образования мы относим профориентационную поддержку взросления обучающихся на протяжении всего периода обучения. Так, работа по профориентации проводится по следующим направлениям:

группа детского сада:

-     формирование у воспитанников первичных представлений о мире профессий (в первую очередь на примере профессий их родителей);

-     привитие добросовестного отношения к труду;

-     развитие начальных трудовых навыков путем включения воспитанников в элементарную трудовую деятельность в группе детского сада;

начальная школа:

-    развитие у школьников представлений о различных видах профессий;

-   формирование знаний о роли труда в истории общества и жизнедеятельности человека;

-   привитие добросовестного отношения к труду, уважения к людям труда;

-   развитие начальных трудовых навыков через общественно-полезный труд;

среднее звено:

-     дифференцированное представление об условиях труда в различных сферах производства в процессе изучения учебных предметов и  участия в различных кружках;

-    оказание помощи в формировании у обучающихся сознательного подхода к профессиональному выбору в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося и с учетом потребности рынка труда в кадрах;

-     профориентация через учебные предметы;

  старшие классы:

-    развитие умений выявлять и самостоятельно оценивать индивидуальные способности, призвание;

-    формирование профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения и получения специальности тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства категории «А»;

-    развитие представлений об особенностях рынка труда и наиболее востребованных на рынке труда профессиях;

-    приобретение начальных профессиональных умений по избранной профессии;

-     работа в школьной производственной бригаде;

-     прохождение практики в мастерских и на полях УП АК «Ждановичи»;

-    формирование знаний о возможностях получения профессионального образования.

Для большинства выпускников мотивом выбора является то, что выбранная профессия удовлетворяет их интересам и способностям.

Участие обучающихся нашего учреждения образования в общественно-полезном труде ведет к активному освоению профессиональных проб. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно то, что школьник имеет возможность «примерить» на себе различные «модели» из мира профессий.

В ГУО «УПК детский сад – средняя школа д. Старое Село» формирование трудовых навыков школьников 8-11 классов идет через участие в различных акциях с Минским районным унитарным предприятием «Агрокомбинат «Ждановичи», Республиканским центром конного спорта и коневодства, ООО «Нова-Флора», ООО «Альфа-связь». По результатам учебного года генеральный директор Минского районного унитарного предприятия «Агрокомбинат «Ждановичи» Григорий Петрович Чуйко ежегодно награждает Грамотами и премирует лучших учеников – это в немалой степени стимулирует подростков к дальнейшей работе после окончания школы в названном сельскохозяйственном предприятии. Традиционными стали в мае месяце встречи представителей УП «АК Ждановичи» с выпускниками 11 класса «Хлеборобом быть почетно», где специалисты хозяйства рассказывают, агитируют подростков идти работать в агропромышленный комплекс родного района.

Знакомство обучающихся с миром различных профессий  происходит и в результате проведения предметных недель.

Традиционными в нашем учреждении образования стали тематические выставки литературы в библиотеке по профессиональному самоопределению, знакомству с миром профессий.

Знакомство обучающихся с профессиями (к примеру, учителя, секретаря, рабочего, воспитателя) проходит и через, ставшие традиционными в школе Дни самоуправления, накануне Дня учителя и Международного женского дня.

Воспитание интереса к рабочей профессии требует не только специальной направленности профориентационной работы, но и предполагает одновременно комплексное воздействие на массовое сознание, целенаправленную работу среди родителей и общественности по повышению оценки, степени известности, популярности, разъяснению социальной значимости рабочих профессий в обществе. В связи с этим в нашем учреждении образования заместителем директора по воспитательной работе проводятся постоянные консультации для родителей и учащихся в целях понимании целесообразности и жизненной значимости освоения различного рода профессий, профессионального самоопределения обучающихся. Традиционными стали проводимые каждый год в феврале и апреле классные родительские собрания 9, 11 классов по профессиональной ориентации выпускников, где педагоги совместно с родителями и школьниками окончательно определяют дальнейшую жизненную траекторию тех выпускников, кто еще окончательно не определился с выбором профессии.

Наиболее эффективными выпускники считают следующие формы работы по профориентации: факультатив «Моё профессиональное будущее», индивидуальные консультации у заместителя директора по воспитательной работе, проведение классных часов в различных формах, встречи с представителями  учебных заведений, предприятий и специалистов отдела занятости Минского района.

В нашем учреждении образования для обучающихся 10, 11 классов организована профессиональная подготовка с получением специальности тракторист-машинист категории «А». Преподает предмет Питерский Алексей Анатольевич, учитель высшей квалификационной категории, стаж 29 лет, образование высшее инженерно-техническое. Вся проводимая работа по профориентации школьников в учреждении образования дает положительные практические результаты. На протяжении последних лет ряд выпускников учреждения образования связывают свою жизнь с сельским хозяйством – поступают в учебные заведения сельскохозяйственного профиля: ГУО «Областной аграрно-технический профессиональный лицей», УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей», УО «Новопольский государственный аграрно-экономический колледж», УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия».

Становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно-полезного продукта как качества личности, возникновение новых мотивов учения, связанных с формированием умений и навыков, позволяющих заниматься творческим трудом, компетенции профессионального самоопределения – это ориентиры в развитии личности обучающихся нашего учреждения образования.