Социальная и воспитательная работа - Отдел образования, спорта и туризма Минского райисполкома

Социальная и воспитательная работа

Нормативное обеспечение

Социально значимые инициативы

Клубная деятельность в учреждениях образования

Работа школьных музеев в учреждениях образования района

Проекты экологической направленности


6 школьный день

Профориентация

Охрана прав детства

Безопасность

Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних

1. Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухуд­шения здоровья (методика Н. К. Смирнова).

Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся рас­пространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие по­казатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов. Возраст тестирования 10—15 лет. Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья». 

Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психическогоздоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учени­ков одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необхо­димо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений. Возраст — подростковый.

3. Методика самооценки школьных ситуаций разработана по прин­ципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973).

 Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. , Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выяв­ляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межлич­ностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по балльной шкале. Возраст — от VII класса и старше.

4. Шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера 

Шкала является информативным способом самооценки уровня тре­вожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов. Возраст — начиная со школьного возраста.

5. Шкала тревожности Р. Сирса.

Методика предназначена для определения уровня тревожности у до­школьников и младших школьников. Оценку школьника по данной шка­ле в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика пси­холог. Состоит из 14 вопросов.

6. Методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров). Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскли­вой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установитьтяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов. Возраст — подростковый.

7.  Шкала безнадежности (депрессии) А. Бека

Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когни­тивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъектив­ному будущему. Состоит из 20 утверждений. Возраст — подростковый и взрослый.

8. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (3. Королёва).

Рисуночная методика оценки суицидального риска.  Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст — от 11 до 15 лет

9. Методика определения степени риска совершения суицида (И. А. Погодин).

Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в уста­новлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии. Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор . информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.

10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т. Н. Разуваевой).

Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревож­ности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качест­венной квалификации симптоматики — выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Состоит из 29 утверждений. Возраст — VIII—XI классы.

11. Тест выявления суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич).

Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и фак­торов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как опре­деление интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагно­стики позволяют выявить не только непосредственное наличие суици­дального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологи­ческого комфорта подростка. Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. Возраст — V—XI классы.